Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Новый Дозор

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним16 мая 2014 г.

    "Новый дозор" стал поводом перечитать все предыдущие части одну за другой, прослеживая развитие сюжета, суждений глав. героя и даже самого автора.
    Не могу сказать, что осталась в неописуемом восторге от последней книги. Но не читать ее было невозможно: как влюбилась в Лукьяненко (в дозоры в частности) в школьные годы, так до сих пор не отпускает.

    Мне не надоедает периодически перечитывать "Ночной" и "Дневной", я с радостью освежила воспоминания о развязке в "Сумеречном", я заново открыла "Последний", который уже вовсе не такой яркий, как три предыдущих. И все ради "Нового", который просто не могла не прочесть как в качестве логического завершения пенталогии, так и от любви к созданной автором магической реальности, хитро переплетенной с нашей будничной.
    С прискорбием заметила, что количество интересных и разнокалиберных второстепенных персонажей со своими редкими способностями (вроде Тигренка и того же Медведя) с каждой книгой уменьшается, внимание заостряется на одних вампирах (ну, иногда оборотни проклевывались, согласна), взаимоотношения между темными и в их среде в общем автора интересовать перестают, да даже Завулон уходит в тень (простите за каламбур). Остается один-в-поле-воин светлый маг Антон Городецкий, который козыряет проницательностью как Шерлок наш Холмс и непобедимостью (и общей привлекательностью) как Мэри Сью (простите). И от книги к книге Иная вселенная сужается до детектива, а под конец и до боевика, растеряв свою радужную притягательность. Периодически вводится по одному новому герою, который важен для сюжета, но не интересен сам по себе: вводится для развития глав. героя, дать ему что-то, вводится с целью исполнить свое предназначение, как бы высокопарно это не звучало, - и пропасть. Это я и про "Последний" тоже.
    В последней книге ожидалось какое-то лирическое завершение, какое-то "и жили они долго и счастливо", но для всех. В начале обозначаются проблемы между Антоном и Светланой, совет Семена изменить друг другу или поругаться хорошенько, Светлана и вовсе намекает мужу, что хотела бы, чтобы тот ушел из Дозора, чтобы больше бывать вместе с семьей. И больше ничего про это сказано не было. Кеша в конце почему-то совсем не боялся развязки ситуации с Тигром, на что автор обратил внимание, но объяснения не дал, а ребенок ведь знал, что его жизнь на кону. Да и про других сотрудников Дозора (хотя бы светлого, про темный я уж не надеялась ничего узнать) ни слова не сказано. В смысле про какое-то недалекое будущее, какое-то развитие в жизни известных нам персонажей. Мне вот про Юлю интересно, например, которая ученица Семена:)
    Зато непомерно много сказано про диктатуру, социальный и политический строй, старый режим и прочие революции и войны. Половина книги - сплошная политота и сравнение России с Западом.
    Концовка вообще несколько нелепая, на мой взгляд. Лукьяненко своему лучезарному Городецкому даже с дочерью попрощаться не дал (что там с женой, ее и не было толком в книге). И книгу закончил лишь бы закончить. Как будто у него самого интерес пропал.
    Однако любопытным было наблюдать перетекание теории о природе Силы, Иных и Сумрака из книги в книгу, из одной в другую, как матрешка. И, конечно, этический конфликт Светлой и Темной стороны по отношению к людям - кого от чего они действительно защищают и защищают ли вообще.

    Как ни была бы велика моя любовь к "Дозорам", как не был бы легок язык автора и притягателен стиль, продолжения этой истории я не хочу. Не хочу разочароваться окончательно.

    3
    50