Рецензия на книгу
Удача любит рыжих: Первый шаг. Gaudeamus igitur. Жребий брошен
Мария Быкова, Лариса Телятникова
Аноним16 мая 2014 г.Терпеть не могу писать рецензии на недочитанные произведения, есть в этом какая-то несправедливость по отношению к автору: вдруг читателя в конце ждет любовно подготовленный сюрприз, который готовился с первых страниц, а читатель уже сбежал?
Вот я и не выдержала, признаюсь честно. И пишу на эту книгу такую рецензию не потому, что она ужаснее всех, что я прочитала за последние полторы недели, а потому что именно здесь авторы на мой взгляд заслуживают щелчка по носу. А все потому, что в "Удаче" изначально была задана планка: хвастливые сравнения собственной героини с лубочными рыжими ведьмами - откровенная попытка кинуть камень в огород Громыко с ее циклом, потом повествование о магической школе с мрачным профессором в черных одеждах, цитата из "Ордена Феникса" с преподавательницей, которая дает лишь теорию, студенческие будни и никакой шаблонной любви. Авторы дразнили читателя, хвастались тем, какие они замечательные и прекрасные, что они могут писать как Громыко/Роулинг, но только лучше. А я, замечу, подобную литературу обычно читаю в состоянии почти медитативном и многочисленные ошибки авторов просто не замечаю, но тут многочисленные поддразнивания заставили внимательно присмотреться к тексту...
Нет здесь ни едких описаний Роулинг, ни легкого юмора Громыко. Зато периодически авторов уносит куда-то совсем непонятно куда, как, например в случае мгымбром. Несомненно, что шутка с невиданной зверушкой показалась очень смешной, недаром она растянулась на несколько глав, вот только для читателя эти странные вставки выглядят чужеродно.
Кроме того, меня сильно удивило то, что героиня через каждые три слова выдает авторские "мрыс дерр гаст" и прочие ругательства. Если заменить их все на куда более понятные слова из русского языка, речь героини приобретет несколько иной оттенок. Да и сама героиня раскроется с другой стороны...Впрочем, серьезное желание закрыть книгу у меня появилось, когда Яльга приняла участие в конкурсе ораторского искусства. И вместе с этим книга заставила меня задуматься о том, почему героини из сходных романов всегда такие шаблонные и всемогущие. И, кажется, я нашла ответ на этот вопрос! Все дело в том, что стоит героине хоть чуть-чуть сойти с рельс шаблона и ступить на твердую почву объективной реальности, как происходит страшное: она начинает выглядеть очень глупо. Легко казаться всемогущей, когда рояли сами вылетают из кустов, а картонные принцы ровными рядами падают к ногам. Совершенно иначе это выглядит при написании речи, которую читатель может действительно оценить. И оценивает!
Сначала авторы три страницы готовили читателя к тому, что Яльга сейчас родит невероятную мысль, которая поразит читателя своей глубиной. При этом по сложившейся традиции они осмеивали соперников героини, называя их дураками и пустышками. И вот наша героиня выдает Мысль:
— Дорогие друзья! — заговорила я, чувствуя, как мой голос наполняет аудиторию. Почти физически ощущая, как стихают шепотки и разговоры, как все взгляды сосредоточиваются на мне. — Я выбрала одиннадцатую тему — «Короли уходят, а народы остаются». Дело в том, что тема власти в последнее время волнует меня все больше и больше. Я живу в Лыкоморье, я люблю эту страну и хочу, чтобы с ней все было в порядке. А для того чтобы в государстве был порядок, ему нужна правильная власть.
Так. Теперь делаем паузу; точно рассчитанная тишина звенит, как струна на эльфийской арфе. А теперь вдох — и поехали дальше!
— В принципе, наверное, эту тему можно было бы рассмотреть с классических позиций. Вспомнить Леонидуса Великого, его отношение к роли личности в истории, привести это отношение как пример. Но да не обидится на меня жюри, ибо я считаю: интереснее выйдет немножко другой подход. Ибо король — это не просто человек. Древние считали, что правитель — это квинтэссенция народа, все лучшее, что в этом народе есть, чем этот народ предстоит перед богами. Правитель и народ очень крепко связаны друг с другом — если, оговорюсь, речь идет о правильном правителе.
— Я думаю, что беда многих стран — это люди, стоящие у власти, но совершенно к этой, власти не приспособленные. Таким нельзя управлять. Власть — это искусство, она подобна живописи, — но ответственность за нее столь велика, что не должно доверять эту кисть в неправильные руки. А тем, кто стоит у власти, кто находится у руля, — им стоит подумать, что именно они оставят после себя. Ибо последствия их правления придется расхлебывать поколениям. Вспомните Добрыню Державича, без сомнения великого государя, — разве мы идем сейчас не по пути, проложенному им?
Прошу прощения за такую длинную цитату, но здесь важно оценить текст речи хотя бы частично. Он не так уж плох, на уровне школьного доклада (о котором речь и идет по сути), но на великий шедевр из-за которого героиня убивалась бы потом еще две главы и даже натравила учительницу некромантии на главу комиссии, уж точно не тянет. Зато как замечательно на фоне этого вырисовывается героиня с ее потрясающим самомнением и отсутствием поводов к нему! Остановись авторы на картонных принцах и фанерных чудовищах, читатель в моем лице так и продолжил бы дремать, веря в исключительность героини. Но вместо них теперь у меня получалось видеть только мелочность и все те же рояли в кустах. А когда в тексте внезапно возникла еще одна непонятная вставка про демонов, принцесс и Трубадуров, я с чистой совестью книгу закрыла. Отсюда и длинный, полный негодования отзыв.
31726