Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    AnastasiyaKrovyakova15 мая 2014 г.

    Начнем мы, пожалуй, с того, что определимся с терминологией. Монстра не зовут Франкенштейн. И нет, это даже не кличка. Не заклинание и не шифр. Это фамилия его злополучного создателя – Виктора Франкенштейна, так не давшего своему "чаду" наименования.
    Итак, мы уже разобрались, что роман (или повесть – спорно) не назван в честь гипотетического главного зла всего происходящего – чудища, созданного руками человека, дьявола, как его кличет сам создатель, выродка, несущего в сердце лишь тьму. На обложке мы видим лишь фамилию неугомонного молодого человека, желающего перескочить в своих способностях не только ведущих ученых, но и самого Создателя. Не самые скромные помыслы, не так ли? А если припомнить еще и то, что все-таки результатом этих порывов стало появление самого монстра, то симпатии этот человек вызывать не начинает.
    Однако поговорим сначала об общей композиции романа. Честно говоря, не сильна в терминах, но единственным вариантом, как обозвать это произведение, вижу вариант "рассказ в рассказе в рассказе". Тавтология, ну и ладно. Ведь именно из трех историй, гармонично переплетающихся между собой, и состоит произведение Шелли жены Шелли. Раз уже начали разводить тавтологию, то чего уж сдерживаться.
    Рассмотрим все три сюжета по-отдельности.
    Открывая книгу первое, что мы видим – имя некой миссис и страну где она, по-видимому, проживает. Именно так начинается внешний сюжет романа – история искателя приключений мистера Уолтона, который, сам того не подозревая, попадает в самый центр всяческих ненормальных событий, являясь единственным, кто знает всю историю от начала до конца и может передать ее людям. Автор раскрывает его образ путем предоставления его односторонней переписки с сестрой, что не только позволяет убедиться в присутствии литературных задатков у все того же мистера Уолтона, но и заставляет фантазию работать – у нас нет описаний внешности, одежды, книжек на шкафу и прочего. Мистер Р. Уолтон каждого читателя уникален. Но этот сюжет лишь обертка. Вся же жизнь Виктора Франкенштейна и его жуткого творения протекает в двух оставшихся внутренних сюжетах.
    Вторая сюжетная линия написана от лица самого так и хочется написать, что доктора, хотя это не так, Франкенштейна. Мы знакомимся с его семьей, разделяем тягу к знаниям, познаем вкус первых успехов, делим экстаз творения, ужасаемся, раскаиваемся, отчаиваемся, ненавидим и любим. Эта сюжетная линия самая объемная, именно она затрагивает большую часть происходящего. Мы видим мир сквозь призму жизненных принципов и убеждений Виктора, не рассматриваем никаких надежд и мечтаний, кроме его собственных, он повествует нам только о том, что сам считает важным. Именно поэтому подобное повествование, как и любое другое, ведущееся от первого лица, является весьма субъективным.
    Для расширения горизонтов и лучшего понимания темы и идеи текста Шелли ввела еще один – третий из общего количества – внутренний сюжет – сердцевину этого яблока. Главный герой этой повести – само чудовище. Что, казалось бы, может поведать нам монстр? О своей жажде к убийствам? О чувстве, возникающем где-то в груди, когда ты выжимаешь грубыми пальцам последнюю каплю жизни из беззащитного ребенка? Он ненависти к человечеству в целом и к отторгнувшему создателю в частности? Все бы это было правдой, будь чудище лишь палачом. Но творение Франкенштейна, по сути своей, является в равной мере и жертвой. Его история заставляет нас проникнуться сочувствием к тому, кого мы пару страниц назад ненавидели и презирали. Впоследствии мы начинаем сомневаться, верить ли Виктору в полной мере.
    Роман, несомненно, чудесен, но не выделить некоторые недочеты я не могу. Не называю это минусами, потому что все мои придирки есть абсолютно субъективными. Вполне вероятно, что у вас подобных не возникнет.
    Во-первых, как я уже писала, в книге присутствуют три сюжетные линии, и все три ведутся от первого лица. Поначалу это несколько сбивало. Понятное дело, что Шелли не должна была писать подобно фикбуковским авторам "POV В. Франкенштейна" перед каждой главой, но бывало, что с личностью героя возникали затруднения.
    Вторая вещь, которая вызывала у меня легкое недовольство во время прочтения, в самом-то деле и вещью-то не является. Это сам Виктор Франкенштейн, а точнее его характер и речи. Он на каждом шагу твердит, как несчастен, и немногим реже, как талантлив. Его реакция на некоторые события несколько меня удивляла. Нужно уточнить, что я не обвиняю автора в плохо или неправдоподобно прописанном персонаже – любое из действий Виктора в различных ситуациях весьма возможно. Он одержим. Девизом его жизни стало всем хорошо известное "Я тебя породил, я тебя и убью". Месть стала единственной его целью. Просто его желание сделать из себя нового гения-мученика, подобно Джордано Бруно, в определенный момент начало надоедать. Однако не могу не сказать спасибо Шелли за какие-то мелкие детали в Викторе, – какие я и сама-то толком не поняла, – которые сделали его с Анри дуэт чем-то похожим на моих любимых Раскольникова и Разумихина.
    Суммируя, скажу, что роман обязателен к прочтению. Как минимум для того, чтобы ответить для самого себя на непростой вопрос, который лег в основу произведения: ответственен ли создатель за действия своего творения?
    Если же вы ждете повести о монстре, вы ее получите. Только сперва разберитесь, кто из героев настоящий монстр.
    Искренняя благодарность миссис Шелли за скрашенные чтением вечера, и 9/10 "Франкенштейну".

    P.S. Мне бы так в девятнадцать лет писать…

    7
    46