Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сон №9

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним15 мая 2014 г.

    Вот знаете... все-таки похоже на Мураками))) Сходство заключается в общей бредовости происходящего, внимании к бытовым мелочам и прекрасной японской (а в данном случае - у японцев честно позаимствованной) манере начинать рассказ с полуслова и полусловом же заканчивать. Так выстроены многие вещи Мураками. Или Бананы Ёсимоты, к чьему творчеству проникся неприязнью скучающий в окружении книжек Эйдзи Миякэ, главный герой.

    На самом деле скучать ему приходится нечасто. Это ведь его первые дни в Токио! Токио у Митчелла - "водка, лапти, балалайка". То есть якудза, игровые автоматы, лапша. Причем лапша - на ушах, то ли у Эйдзи, то ли у читателя. Практически невозможно понять, что герою снится, что происходит на самом деле. Более того, периодически возникает ощущение, что никакого "на самом деле" не существует. "Помирился женой, поругался с дорожной полицией - и вдруг понимаешь: тебе это снится" (с) "Сплин". Могло ли происходить в реальности все, что нам преподнесли в этом театре абсурда? Могло... если брать отдельные элементы, самые здравые. А целиком? Да вряд ли, если честно. Насыщенная, безумная, сюрная книжка. Не без чернухи. С налетом магического реализма. Но киберпанк?.. Ну ладно, пусть не киберпанк, пусть, как в аннотации, киберметафизика. Все равно не то. В романе есть гениальный хакер, одна штука. И написанный им вирус сыграет определенную роль в повествовании. Но, поверьте, весьма скромную. Токио, сам Токио Митчелла - ни разу не киберпанковский. Я бы сказала, он - особенно если смотреть на него из 2014 года - ностальгически старомоден. Ощущение кино снятого на цветной, но старой пленке - с особой характерной цветопередачей. А там, где повествование перескакивает на японскую островную провинцию, и вовсе... двойной эффект.

    В общем, якудза - исчадия ада, Токио безжалостен к провинциалам, хакеры развлечения ради взламывают Пентагон, а книжка, простите, о семейных ценностях. Вернее, о том, как грустно без семьи. Об утонувшей в детстве сестренке Эйдзи, которую он, надо думать, помнить будет до самой смерти. О его отчаянных поисках никогда не интересовавшегося им отца, про отношения с матерью-алкоголичкой промолчу. А еще там есть история любви, пока еще не счастливая и не несчастная - пока еще только обещающая быть... стать, реализоваться. В общем, сплошные романтика и сентиментальность, поданные маскировки ради под соусом из первостатейного чернушного сюра вроде фокусничающего разносчика пиццы, который угробил в ходе неудачного фокуса своего попугайчика. К счастью, Митчелл дает читателю короткие передышки - в виде дневника давно погибшего камикадзе и - повесть в повести - черновиков писательницы, в чьем пустом доме Эйдзи волей случая скрывается от вышеупомянутых якудза, которые испортили мне полкниги. Лучше бы, ей-богу, о хакерах. Или о любви, благо, девушка Аи очень милая получилась.

    4
    40