Рецензия на книгу
La peste
Albert Camus
inna_160720 сентября 2023 г.А что такое, в сущности, чума? Тоже жизнь, и всё тут. (с)
Стихийное бедствие не по мерке человеку, потому-то и считается, что бедствие - это нечто ирреальное, что оно-де дурной сон, который скоро пройдёт. Но не сон кончается, а от одного дурного сна к другому кончаются люди, и в первую очередь гуманисты, потому что они пренебрегают мерами предосторожности. В этом отношении наши сограждане были повинны не больше других людей, просто они забыла о скромности и полагали, что для них ещё всё возможно, тем самым предполагая, что стихийные бедствия невозможны. Они по-прежнему делали дела, готовились к путешествиям и имели свои собственные мнения. Как же могли они поверить в чуму, которая разом отменяет будущее, все поездки и споры? Они считали себя свободными, но никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия.В этом смысл романа Камю. Он не о чуме вовсе, чума - только метафора огромного общего бедствия, которое не щадит никого, которого нет возможности избежать.
Ну да, если ждёшь слюней, соплей, слезы невинного ребёнка и прочих сантиментов, то лучше обратиться к какой-нибудь Франсуазе Саган. У Камю этого всего не получить. Да автор сам в этом честно признаётся:
...очень прискорбно - и рассказчик сам прекрасно это понимает, - что ему не удалось украсить свою хронику достаточно эффектными страницами, например, нарисовать вселяющий бодрость образ героя или какой-нибудь из ряда вон выходящий поступок, вроде тех, что встречаются в старинных хрониках. Ибо нет ничего менее эффектного, чем картина бедствия, и самые великие беды монотонны именно в силу своей протяжённости. В памяти тех, кто пережил страшные дни чумы, они остались не в образе грозного и беспощадного пожара, а скорее уж как нескончаемое топтание на месте, всё подминающее под себя.Очень плотный текст, насыщенный смыслам и и каждый герой - не просто персонаж, а определённая идея, высказанная автором (отец Панлю - несостоятельность веры, Тарру - необходимость борьбы в любых условиях, Риэ - исполнение долга, и уж заодно Риэ, Гран и старик-астматик - герои "Мифа о Сизифе", Каттар - герой "Постороннего"). От этого страшно, кажется, чем дольше читаешь, тем глубже погружаешься и уже не хватает сил противостоять убедительности автора.
...придавая непомерно огромное значение добрым поступкам, мы в конце концов возносим косвенную, но неумеренную хвалу самому злу. Ибо в таком случае легко предположить, что добрые поступки имеют цену лишь потому, что они явление редкое, а злоба и равнодушие куда более распространённые двигатели людских поступков. Вот этой-то точки зрения рассказчик ничуть не разделяет. Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена. Люди - они скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело. Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это-то зовётся добродетелью или пороком, причём самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему всё ведомо, и разрешающее посему убивать. Душа убийцы слепа, и не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности видения.11425