Рецензия на книгу
Гроздья гнева
Джон Стейнбек
Аноним19 сентября 2023 г.Нас 300 000 и мы идём разбираться
Не знаю как и каким образом эта мысль появилась в моей голове, но многие годы я жила с тем, что «Гроздья гнева» это один из столпов большой классической американской прозы. Что-то вроде нашего с вами «Преступления и наказания», к которому подходишь с трепещущей душой и понимаешь, что перед тобой одно из важнейших произведений той страны. Естественно на такие мысли и подбивало то, что эта книга ПОСТОЯННО стоит в списках и топах по типу «Топ 10 важнейших американских романов» или «Список лучшей классической американской прозы» и да, они абсолютно правы. «Гроздья гнева» большой роман, который затрагивает очень много важных вещей, которые не устаревают никогда, но … Как же сильно я была разочарована. Очень сильно. А финал… он меня не удивил. Он меня разозлил.
Про сюжет говорить много не буду. Перед нами типичная большая американская семья, которую выперли с их земли и они поехали на самый запад, в Калифорнию, в поисках работы, дома и лучшей жизни. Они лелеяли надежды и мечты, но с каждым встреченным путником и новой рассказанной историей перед героями разворачивается вся страшная правда того времени. Времени Великой Американской Депрессии.
Чего я ожидала и почему так много возлагала на эту историю?
В моих глазах сюжет должен был разворачивается настолько тяжело и вымученно, что мне было бы морально сложно перевернуть страницу книги в понимании того, что я не хочу причинить себе и героям еще больше страданий. Для меня книга должна была состоять из сломленных судеб, из погибших молодых и взрослых людей, голодных детей и страдающих стариков. Да, это есть в книге, но не так. Кто-то может меня обвинить в том, что я была невнимательна при чтении или у меня вообще нет сердца, но нет, я очень много работала с этой книгой, писала свои эмоции и мысли, и да, я постоянно плачу над грустными тиктоками с котиками, у меня есть эмоции и чувства, а «Гроздья гнева» сострадания не вызывали. И мне сложно объяснить в чем тут причина. Когда на страницах книги умирали старики у меня не вызывало это сочувствия, «они часть статистики и не более» холодной расчетливой мыслью стреляло в голове. Когда нам показывали голодных детей я не видела перед собой сломленные судьбы, я видела обузу и вечную проблему. Когда молодые не могли найти работу на фермах перед глазами были тупые комментарии из интернета по типу: «А вот получил бы нормальное образование и смог бы найти нормальную работу, а то чего в земле копаться». И… я знаю, что многие другие испытали огромный спектр эмоций при прочтении книги, они сопереживали всем героям и проносили вместе с ними эту боль, но не я.
Возможно дело в героях. Мне все они казались чужими. Настоящее уважение и сострадание я испытала лишь к матери семейства. Такая эта сильная и мудрая женщина. Она мне напоминала мою собственную маму, от этого на сердце становилось тяжелее и я еще сильнее понимала для себя, как они похожи и как я уважаю и восхищаюсь этими женщинами. Но все остальные герои пролетали мимо. Они не вызывали сострадания, они не были глубокими или интересными, они были лишь собирательными образами тех, кого мог повстречать автор на своем пути работы над этим романом. Что-то из себя интересное еще мог представлять собой Эл или Джоуд, но там своя история с финалом. Еще мне очень понравился персонаж Кэйси. Помню, когда мы только встречаем его на страницах книги, я была к нему настроена очень скептически. Может, потому что он проповедник? Хмммммм. В любом случае к концу произведения это казался самый здравомыслящий герой, который пришел к своему логическому финалу и прошел свой путь от А до Я. Вспоминается мое знакомство с книгой «Ключи царства», там я тоже была насторожена к главному герою из-за его причастности к церкви, а по факту лучший мужчина в книге, вау.
Далее идет политика и капитализм. Ух, готовы? Книгу изначально ставили как пропаганду красной идеи коммунистов, мол, что все везде плохие, а рабочий народ хороший. Так оно и есть. Но вот проблема… Конкретно у меня сложилось четкое ощущение того, что автор меня за дуру держит. Я уже все поняла, я все вижу, прекратите мне разжевывать одни и те же идеи по 20 глав подряд! Я понимаю, что у автора были конкретные цели показать конкретные устои контрактного времени и конкретной проблемы, НО внезапно этому уделяется ВСЯ книга. Нет, это не маленькая красная ниточка, которая проходит через все произведение и которое становится реальностью для наших персонажей. Нет. Именно эта проблема становится сюжетом, а герои, как спутники в солнечной системе, плывут вслед за ней. Так еще автор вам разжевывает и пальцем показывает кто плохой, а кто злой. Вы не поняли этого в главе про героев? Держите главу с описанием событий. Вы не поняли это в главе описания событий? Держите это в главе про героев. И так ВСЮ КНИГУ. Из-за того, что герои живут «проблемой» я не видела в них людей, я видела их частью статистики, которая охватила каждого пострадавшего американца того времени. С какой-то стороны это хорошо, мы видим полный образ человека, который попал в такую ситуацию, а с другой стороны мы не видим отдельно взятого персонажа с его судьбой и его историей. Но на первом плане остаются Политики и Банки, у которых нет лиц, они машины, которые разрушают все живое на своем пути. И было бы это красиво и символично, если бы автор делал это более тонко и деликатно, а не шел напролом, словно трактор, который везде и всюду твердит о том, что есть зло, а что есть не зло.
Сложно это объяснить, но герои будто не были героями. Они лишь следовали пути того, чтобы показать вам весь размах и масштаб трагедии, а сами остались на втором плане. Это не плохо, но и это не то, чего я хотела видеть, когда бралась за книгу, в которой обещают историю конкретной семьи попавшей в такую ситуацию.
Финал. Финал меня очень разозлил. Я подбиралась к нему и думала, что вот, автор сейчас уйдет опять в свои сцены жизни того поколения и будет с умным видом разжевывать все то, что случилось с этими людьми, какая их постигла судьба и что мы можем лишь предполагать то, как закончит семья Джоудов, ведь они по сути собирательный образ тех семей, что отправились по дороге 66 в поисках лучшей жизни. Нет. Вы получите не это. Вы получите сцену того, что юная девушка кормит грудью 50-летнего умирающего от голода мужика. Конец. ЧТО ЭТО ЗА ФИНАЛ!? Почему герои, чьи судьбы мне действительно интересны БУКВАЛЬНО ушли в закат. Почему герои, история которых еще не окончена и которая может получить, пусть и открытый, но финал, оставили за дверью какого-то сарая!? Почему!? Я читала комментарии на этот счет и там вам и отсылка на Библию, Иисуса и Божий план спасения. Для меня это не ответ. Это бред. Даже открытый финал потрясающей книги «Багровый лепесток и белый» позволял в своей голове играть с судьбой героев и делать для себя конкретные выводы. Да даже книга «Некоторые вопросы теории катастроф» вам в буквальном смысле оставляет тест в конце книги, где из полученных ответов вы получаете свою концовку исходя из ранее сделанных выборов. А тут отсылка на Библию. Класс.
Короче говоря, книга получила заслуженные 4 звезды. Приятный слог. Тяжелая тема. Много интересных героев. Я не отрицаю того влияния, которое оказала книга на людей и на историю в целом. Освещение такой тяжелой темы для страны всегда будет чем-то сокровенным и неоценимым. Думаю для тех, кто хочет углубится в историю Америки и истории тяжелой судьбы человеческой в 20-30 годы прошлого столетия книга окажется прекрасным выбором. Она здорово раскрывает вам быт простого рабочего населения Америки и при этом показывает какие настроения и правила царили на самом западе этой страны. Да, книга не написана каким-то изящным литературным языком, она не приковывает вас к конкретным героям, но здорово открывает глаза на исторические события начала 20 века, за это ей честь и похвала. А я из своего личного списка эту книгу вычеркиваю. Номинально классика прочитана, а по факту хороший американский роман, не более. Простите.
6302