Рецензия на книгу
Klara and the Sun
Kazuo Ishiguro
anegulyaeva18 сентября 2023 г.Ладони "добро пожаловать", ладони предлагающие, ладони напряжения
Предварительно отмечу, что я слушала аудиокнигу от издательства «Эксмо» в переводе Леонида Мотылева и читке Катерины Шпицы, чтобы не было недопонимания в части использованных мной имён, выражений и пр.
Честно признаться, я опасалась вновь столкнуться с атмосферой некоего смирения с происходящим, как это было при прочтении «Не отпускай меня», однако, к счастью, в этом случае мои ожидания не оправдались.
Действия романа разворачиваются в нашем мире, но в неизвестно насколько далёком будущем, в котором технологии шагнули вперёд, а люди, преимущественно подростки, недостаточно социализированы. Так, детей в этом будущем «форсируют», то есть проводят некую операцию в целях улучшения их умственных способностей; в дальнейшем такие дети находятся на домашнем индивидуальном обучении и занимаются с онлайн-репетиторами с помощью экрана-дощечки. Для того чтобы компенсировать недостаток в общении и избавить от одиночества, детям могут приобрести андроида – идеального / искусственного друга (ИД) или подругу (ИП).
Повествование ведется от лица ИП по имени Клара, которая отличается любопытством, открытостью и наивностью. Кларе интересно наблюдать за магазином, в котором она находится, другими андроидами, внешним миром и людьми, а также ей нравится делиться своими впечатлениями и выводами с другими (со своей подругой-андроидом Розой, администратором магазина и др.). Когда Клара была выставлена на витрине, её заметила и выбрала для себя девочка-подросток Джози, а сама Клара также захотела, чтобы она попала именно к ней. Мама Джози, Крисси, после проведения расспросов о наблюдениях Клары за своей дочерью согласилась купить её, после чего Клара попала к ним в дом, который находится вдалеке от иных жилых районов, но из него прекрасно видно движение солнца по небу. По сути, жизнь Клары завязана на Джози: она узнаёт, что Джози серьёзно больна, знакомится с близкими для Джози людьми и теми, кто её окружает, и узнаёт Джози с разных сторон.
В самом начале роман может показаться детским, словно читаешь сказку, поскольку происходящее транслируется через призму восприятия Клары, нового андроида, который только начинает познавать и исследовать мир. Может сложиться впечатление, что сюжет стоит на месте, но стоит продвинуться чуточку вперёд – и тогда тебя постепенно начинает захватывать эта история. При этом оговорюсь, что не стоит ожидать от романа насыщенности событий, постоянной смены локаций, сюжетных поворотов, действующих лиц и пр. «Клара и Солнце» скорее даёт «пищу для размышлений» и поднимает несколько разных тем, над которыми можно подумать на протяжении всего чтения и после него, в частности:
- Проблема одиночества, причины его возникновения, а также наши внутренние ощущения и отношение к нему, борьба с ним, смирение или даже его осознанный выбор. Книга демонстрирует несколько разных ситуаций и показывает, как люди справляются (или нет) с ними: иное поведение в социальной группе из-за страха неприятия и желания произвести впечатление, попытки пережить горе от потери близкого человека, а также осознанный отказ от общества во благо другого человека.
- Детская и подростковая любовь, которая необязательно оканчивается общими планами (свадьбами, детьми и т.д.), но это не значит, что она является несерьёзной или ненастоящей.
- Потребность в наличии веры во что-то – так, людям не всегда нужны чёткие ответы или понимание того или иного замысла, чтобы держать себя в руках и продолжать двигаться дальше (как, например, Рик, Крисси и Пол имели проблеск надежды из-за слов, убеждений и действий Клары). Или же люди находят утешение, успокоение и помощь в вере (как, например, солнце для Клары являлось живым существом, обладающим разумом и сверхъестественной силой, способным также излечивать болезни, – нечто вроде Бога).
- Дискриминация – она была, есть и будет, просто в каждый период времени для этого находились те или иные причины и обстоятельства. Это может казаться нелепым, странным и несправедливым, но пока люди хотят быть лучше других, быть похожими на других или, напротив, от других отличаться она продолжит существовать.
- Является ли человек уникальным, что его отличает от других, возможно ли его заменить или воспроизвести? Что есть человеческое сердце (если мы говорим не про орган) и душа и можно ли их изучить вдоль и поперёк и повторить? При этом «Клара и Солнце» не задаёт такие распространённые вопросы, как:
(i) может ли искусственный интеллект развить и проявлять эмпатию, а также руководствоваться собственными чувствами;
(ii) может ли искусственный интеллект угрожать нашей безопасности;
(iii) являются ли роботы равными или даже выше людей;
(iv) останется ли степень сочувствия по отношению к андроидам такой же, если они будут иметь иную оболочку (т.е. не выглядеть подобными нам, как человек) и т.д.
Тем не менее, мне кажется, всё это взаимосвязано, а любое произведение, в котором андроиды занимают не последнюю роль, наталкивают на такие мысли. В общем, «Клара и Солнце» в этой части добавляется в копилку к научно-фантастическому роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика, компьютерной игре Detroit: Become Human и др.
К сожалению, некоторым вещам не дается объяснений или они в принципе опускаются:
- Каким образом проявляет себя «форсирование» и в чем разница между «форсированными» и «нефорсированными» людьми? Не до конца ясно, насколько умственно отличается, например, Джози или иные «форсированные» подростки от того же Рика, который по сюжету, по крайней мере, продемонстрировал свои способности. При этом стоит учитывать, что «форсированные» дети индивидуально занимаются с репетиторами, в то время как Рик был, по сути, предоставлен самому себе и обучался самостоятельно либо с некоторой помощью матери. Каким образом тогда можно отличить «форсированного» человека от «нефорсированного» – с помощью справки из медицинского учреждения?
- Не уверена, что степень одиночества детей и подростков в описываемом будущем значительно выше, чем в наше время. Если брать в пример Джози, можно отметить, что, да, она была переведена из обычной школы на домашнее обучение, соответственно, расширить свой круг общения было тяжелее (отсутствие одноклассников, возможности пересечься с иными учениками и т.д.). Но при этом она могла общаться с родителями, домработницей, мальчиком по соседству, ходить в кафе и театры, кроме того, для детей устраивались мероприятия по социализации, а перед поступлением в колледж и у неё самой, и её новых подруг проводились ночёвки. Что тогда послужило толчком к созданию ИП и ИД, по какой причине появилась такая острая необходимость в их существовании?
- Из-за «форсирования» обе дочери Крисси, Сэл и Джози, серьёзно болели, болезнь Сэл даже привела к летальному исходу. Если «форсирование» имеет настолько чудовищные последствия, не доведено до ума и не отрегулировано, то по какой причине колледжи и университеты дискриминируют абитуриентов и предъявляют это в качестве обязательного критерия для поступления?
- Возможно, мое упущение – тогда, пожалуйста, поправьте меня, – но не до конца ясно, какие цели преследовал мистер Капальди, желающий получить Клару для своих исследований. Да, он сообщил, что андроиды быстро развиваются и, должно быть, в скором времени в своих познаниях превзойдут людей, и он хотел бы понять, каким образом происходит такой процесс. Тем не менее, в рамках книги опущен момент, откуда берутся андроиды, кто является их создателем и пр. Кроме того, исключительность Клары за всё время отмечала только администратор в магазине. Что тогда мешало мистеру Капальди приобрести другого андроида той же серии, что и Клара, для своих операций и экспериментов? Неизвестно, является ли Клара действительно в своём роде необыкновенной, скрывают ли разработчики какую-то информацию об андроидах, а также пытаются ли другие люди, помимо мистера Капальди, разобраться в их природе и/или разоблачить технологии производителей.
Несмотря на то, что осталось много вопросов, книга всё равно хороша в своей простоте изложения мысли и возможности посмотреть на историю с разных сторон.
6288