Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
fotolik16 сентября 2023 г.Это или третье или уже четвертое прочтение этого бессмертного произведения и каждый раз я нахожу что-то новое в нем, новые слои и новые смыслы. Не исключено что читаю его не в последний раз. Помниться в первый раз роман мне не особо понравился, особенно персонажи, Мастер казался слишком индифферентным и слабым, Маргарита слишком экзальтированной и взбалмошной. Свита Воланда казалась излишне театральной. Но потом я все это оценил и можно сказать полюбил. Правда я все еще считаю Мастера слабаком и понимаю почему он не заслужил Света, а заслужил Покой.
Персонажи это одно из главных в романе, хотя и сюжет довольно композиционен и выверен, впрочем, так бывает со всеми великими романами. В них как правило все на уровне. Персонажи составляют как бы два табора – добро и свет противостоит злу и тьме, причем автор как игрок рисует свое произведения на градациях серого. Не все зло – абсолютно злое, не все добро несет свет и благо. Так в деяниях Воланда и его свиты прекрасно показан эпиграф романа, взятый у Гете – «я часть той силы что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Да они совершают много каверз, но есть в их поступках и добро и то, что приведет к лучшему. Люди в романе как правило либо глупы, либо жадны, либо и тои другое вместе. Мастер и Маргарита на этом фоне выступают отдельными персонажами, которые кажутся выше и лучше остальных, даже несмотря на то, что Мастер – слаб, а Маргарита буквально продает душу дьяволу. Их прощаешь, потому что понимаешь, что ими движет любовь. Мне всегда было интересно на сколько хватит этой любви? Особенно когда знаешь, что тебя ждет вечность с одним человеком, через сколько кто-то из них взвоет?
Вера тоже проходит красной нитью в романе, «каждому по его вере, каждый получит то, во что верит» говорит Воланд, так Берлиоз, будучи агностиком после смерти и получает ничто, вернее исчезает в ничто. Те же кто верит в свои раи и нирваны, на них и заслужат, так по крайней мере мне кажется.
Раньше мне казалось неправильным что главные герои появляются ближе к середине истории и сначала нам показывают приключения свиты Воланда, рассказывают историю Пилата и Иешуа, а уже потом знакомят с главными героями. Сейчас же я понимают, что автор таким образом создаёт картину, сначала изображая фон, а уже потом действующие лица, основные персонажи. Это схоже на работу с кольцом, сначала делается оправа, а уже потом вставляется бриллиант.
Очень показательна одна из последних сцен в романе, где лунный свет показывает настоящие лица всадников – свиты Воланда, они предстают не паяцами и шутами коими читатель видел их все время, а серьезными и печальными персонажами. И весь их цирк, и паясничество было для того, что бы люди увидели свои настоящие характеры, осознали свои образы, они выступили своеобразными триггерами в которых человечество узнало много нового, нелицеприятного о себе.
Автор писал роман около 12 лет и возможно бы еще что-то добавил или исправил если бы не умер. Как и все во что вкладывается столько усилий и времени получается хорошо и глубоко.
Не исключено что я еще не раз буду возвращаться к этому роману и наверняка найду в нем еще больше смысла.
11772