Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Властитель душ

Ирен Немировски

  • Аватар пользователя
    Аноним12 мая 2014 г.


    Каждому — свое счастье, по мере сил и изворотливости.


    Самые изворотливые платят слишком завышенную цену за это счастье. С каким самозабвенным отчаяньем вступил в неравный бой за свое счастье греческий врач-эмигрант Дарио Асфар. Поначалу это была борьба за выживание, борьба с нищетой, с голодом, с болезнью жены. Что чувствует человек, похоронивший своего первенца, умершего от голода в таком великолепном и богатом городе как Париж? Какими пустыми глазами он смотрит уже на второго новорожденного сына:


    И я спрашиваю себя, зачем я шел долгим и тяжким путем, зачем тщетные усилия, образование, книги, бедность? Стоит ли и дальше мучиться и обрекать на такую же судьбу сына? У меня может быть другое будущее — я стану шарлатаном, буду лелеять болезни и пороки богачей, как лелеют редкие цветы.

    Он сделал это. Он пошел против своей совести, начав лечить несуществующие болезни богачей. Доктор Дарио Асфар делал это ради выживания. Но аппетит приходит во время еды. Он заигрался. Вынужденный все время играть на публике, он как актер отрабатывал каждое движение, каждый взгляд. Репетировал слова, обращенные к больным: ключевые, обнадеживающие, запугивающие, утешительные. И, даже оставшись в одиночестве, продолжал представление. Его «актерские гонорары» врача росли, но радости и счастья они ему не приносили. Сын, ради которого он пошел против своей совести, не оценил его поступков на пути к богатству. Он возненавидел отца, он презирал деньги:


    — Я ненавижу деньги.
    — Ты хоть сам понимаешь, что говоришь? Подыхай с голоду, как я, с женой и ребенком! Узнай одиночество! Почувствуй, что ты один, и никто не позаботится о твоих близких, если ты умрешь, потому что у тебя нет ни родни, ни друзей, ты — чужак, на тебя смотрят с презрением. Когда твой первый сын умрет с голоду, когда появится вторая жалкая личинка — вот ты — и тоже захочет есть, а тебе неделями придется напрасно ждать пациентов, когда будешь таскаться из Бельвиля в Сент-Уэн, чтобы получить заработанное, а тебе откажут, когда все соседи обзовут тебя метеком, черномазым шарлатаном, хотя ты ничего плохого им не сделал, вот тогда говори о деньгах и благополучии! Тогда ты узнаешь им цену. И если и тогда скажешь: «Мне не нужны деньги», — я буду тебя уважать, потому что ты знаешь, о чем говоришь. Но сейчас молчи. Только мужчина может судить мужчину.

    Кто прав, кто виноват? Нужно ли вообще искать виноватого? Терпеть шепотки за своей спиной «Его отец – шарлатан. Он, как вампир, высасывает деньги с душевно неуравновешенных пациентов», обдававшие ледяным холодом твою спину? Просто не думать об этом. Убежать, отречься от отца…. Именно такой финал романа предлагает Ирен Немировски.

    15
    153