Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Lady Chatterley's Lover

D. H. Lawrence

  • Аватар пользователя
    Аноним11 сентября 2023 г.

    Только крепкий фаллос спасет мир!

    ... и загадочная тяжесть мошонки, которая начало начал всего.
    Не буду скрывать, эта книга привлекла меня, как водится, аннотацией: скандальный роман! Был запрещен немедленно после выхода! Были изъяты тиражи! Ну и темой межполовых отношений, само собой.
    Надеялась я, как обычно, на что-то прекрасное и возвышенное, а получила в лучшем случае любопытный очерк эпохи и населявших ее людей, но не больше. А вообще-то - просто пропаганда ни разу не близких мне идей порочности женщин и цивилизации как таковой, а также сомнительные штампы о женской сексуальности, ну и фрейдистские пляски вокруг фаллоса. Реально, автор очень любит члены, достаточно почитать, как он мужское тело описывает. Ну и невнятных плохо прописанных героев получила, куда без этого, причем второстепенные как-то получше, чем основные (сестра Конни Хильда и миссис Болтон, я про вас).
    Итак, история про Констанцию и Клиффорда Чаттерли, супружескую аристократическую пару из старой Англии эпохи между двумя мировыми войнами. Клиффорд с войны вернулся инвалидом, прикованным к креслу, естественно, ни о каком сексе или продолжении рода говорить не приходится, к тому же он нуждается в постоянном присмотре и компании жены. Своей жизни у нее практически нет, тут Клиффорд, там Клиффорд, они практически слиты в одно симбиотическое целое. Однако она еще очень молодая женщина и через некоторое время начинает чахнуть, по версии автора - от отсутствия секса, видимо. Как это сочетается с тем, что весь ее сексуальный опыт он описывает как уступки мужчинам, начиная с самого первого:


    К восемнадцати годам и Хильда, и Констанция уже познали мужчин. Конечно же, их спутники, с которыми они так неистово спорили, так ладно пели, ночевали под раскидистыми деревьями, добивались близости с девушками. И те, поколебавшись, уступили.

    То же самое и с ее любовником Микаэлисом уже после замужества:


    Потом взглянул на нее: большие глаза горят, в них та же страстная мольба. И нет сил противиться.

    Ну а уж Мэллорс даже не утруждает себя никакими просьбами и просто-напросто ее насилует:


    Она по-прежнему лежала недвижно, все в том же полузабытьи; отдала ему полностью власть над своей плотью, и собственных сил уже не было.

    И это, дамы и господа присяжные, история большой любви?
    Дальше будет некоторое количество постельных сцен разной степени тошнотворности (может, заслуга перевода, конечно), а также тугое стягивание узла предрассудков насчет брака, которые сейчас, в 21 веке с его пока еще имеющейся свободой отношаться с кем угодно, понять уже сложно, тем более - проникнуться ими. Сословная гордость и семьи Конни, и Клиффорда мне понятна разве что умозрительно. Скандал в благородном семействе уже вовсе не кажется таким трагическим и неразрешимым. Сложности с получением развода - ну примета эпохи, наверное, но это давно потеряло актуальность. Обоснование всех проблем Конни классическим "да у нее просто мужика нормального не было" и сведение ее только к беременности - ну, это очень по-мужски, что я еще могу сказать.
    О сексистских и расистских рассуждениях Мэллорса, в принципе, много пишут в рецензиях, не вижу смысла повторяться. Бесконечная вера автора в целительную мощь фаллоса поначалу смешит, но быстро утомляет.
    В целом - три звезды за хоть и поданное вскользь, но все-таки изображение ухода за инвалидом, который лежит на плечах Конни годами, и цену, которую она за это платит. А еще атмосферу в целом и особенно за рассуждения автора про злобных большевиков, которые упраздняют семью, вот эта часть с авторским мнением для меня оказалась, пожалуй, наиболее ценной и показательной во всей книге:


    — По-моему, большевизм — это высшая точка ненависти ко всему, что кажется большевикам буржуазным, — начал Чарли. — Ну, а «буржуазное» — понятие очень и очень расплывчатое. Оно включает в себя и капитализм. Равно и все чувства — проявления «буржуазные»; и нужно создать человека без этих предрассудков. Тогда и сам человек, его личность, его неповторимость — тоже явление буржуазное. К ногтю его! Личное должно уступить место большему, общественному. Так это понимают Советы. Для них даже человеческий организм — проявление буржуазности. Так не лучше ли придумать механическое нутро? Наделать бездушных, противоестественных, разнозначных, но равноценных винтиков и собирать из них свою машину. Каждый человек — винтик. Ну, а движет эту машину… ненависть ко всему буржуазному. Вот так я понимаю большевизм.

    Кто как понял, как говорится. Лично для меня, пожалуй, этого достаточно, чтобы не спешить вернуться к этому автору.

    9
    1,1K