Рецензия на книгу
Мастер осенних листьев
Андрей Кокоулин
Аноним10 сентября 2023 г.Ну, во-первых, почему осенних?
Оценку поставила достаточно высокую, но это исключительно за атмосферу книги в первой её половине. За знакомство с мастерством, за шуршание листьев, за их характер и сопротивление, принятие и смирение. За мудрость мастера Мару, к которой в ученики попала Эльга Галкава, за стремление Эльги увидеть и понять из каких именно листьев состоят люди, звери, воздух и ветер. А это, между прочим, не так просто, потому что взглядом необходимо проникнуть через несколько слоёв, из которых состоит всё, особенно люди. Чертец сочетается с халиской и синеглазкой, рябина – с ольхой и яблоней, но липу не стоит мешать с лебяжником. С помощью портретов, букетов, которые составляет мастер листьев кто-то может увидеть себя таким, каков он есть на самом деле. Листья могут обещать скорую встречу или долгожданную весть от близкого человека. Чем выше мастерство, тем чётче может быть изображено лицо того, кого уже никогда не будет возможности увидеть. Человеку может быть страшно совершить поступок, но немного дубового листа или чепчуйника — и человек сам про себя понимает, что может сделать то, чего боится.
Когда меняешь один лист другим, вроде бы ничего не происходит, изображение даже кажется ярче, живее. Но на самом деле так в твои букеты заползает ложь. <.> Так можно навсегда потерять мастерство. Ложь из пальцев проползет в душу, и ты перестанешь видеть мир таким, какой он есть.Настоящему мастеру достаточно просто прислушаться и листья расскажут обо всём. В покинутом дупле поселился енот. Лисье семейство завтракает мышами. В кривой овраг на юге забрела дурная корова и сдохла. Где-то молнией опалило старый дуб. Листья нашепчут о надвигающейся беде, о ком-то, кого боятся не только люди, но и всё живое, к чему он прикасается. Предупреждён, значит вооружён.
На этом прекрасное заканчивается и Эльга отправляется в свободное плавание, потому что за каких-то полгода смогла превзойти учителя и больше мастер Мару ничего ей дать не может. Странная, кстати, история с этим мастерством. Получается, что это не какой-то специальный дар, а просто дело практики и любого можно обучить составлять лиственные букеты, было бы желание. Изначально мне показалось, что получить портрет от мастера — это привилегия, за которой нужно вставать в очередь, но Эльга составляет их с какой-то бешеной скоростью и раздаёт каждому желающему и даже тем, кто не просил.
А со второй половины книги автор решает, что мир, который он описывает слишком хорош и надо добавить в него детальной жестокости, а лучше вообще вписать в книгу персонажа, который, лично по-моим ощущениям, возьмётся из воздуха и будет обладать силой, с которой никто не сможет справиться. Единственный в своём роде — мастер смерти. Одним только взглядом он способен истребить целый город, перешагнуть через гору трупов и пойти в соседний. Откуда вдруг взялся у него этот дар, почему им обладает только он — никаких объяснений не будет, хотя я до последней страницы надеялась, что, если уж не пойму что он такое, то это будет не самостоятельная книга, а начало долгого пути, в котором Эльга спасёт своими букетами мир, друзей, даже свою первую любовь, о которой надо бы рассказать отдельно. Но стоит ли? Рыцек. Мальчишка, с которым Эльга росла и каждый день бегала по дорожкам родной деревни, даже не осознавая того, как будет по нему скучать, когда в четырнадцать жизнь их разведёт по разным мастерам, — он выберет мастера боя и сразу же уйдёт вслед за ним родину защищать. Персонаж из Рыцека получился, мягко говоря, отвратительный, бесхарактерный и проходной. Зря только Эльга котёнка назвала в его честь.
Подводя итог: эта книга могла бы стать одной из любимых, но, кажется, настроение автора резко изменилось, он устал прислушиваться к шёпоту листвы, а тёмная сторона поманила печенькой. Финал получился каким-то бестолковым, зло карикатурным, а Эльга, опять же на мой взгляд, борьбу скорее проиграла, чем показала всем, кто здесь добро. В каких-то моментах она и вовсе не очень-то сопротивлялась, как тётенька из старой сказки, которой что воля, что неволя — всё равно.
131,5K