Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Headlong

Michael Frayn

  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2014 г.

    Об авторе: английский писатель, драматург, и - внимание! - один из лучших переводчиков Чехова на английский. Живой классик Британской драматургии (стоящий в одном ряду с Мартином Макдонахом, Томом Стоппардом и Гарольдом Пинтером). Особенно известен как автор пьес "Оловянные солдатики" и "Шум за сценой".

    О чем книга: Знакомьтесь, это Мартин. Он искусствовед. Он любит жену, растит дочь и пишет книгу о номинализме (не обязательно в этом порядке). Иными словами: его жизнь похожа на зевок длиною в сорок лет. Но Мартин счастлив – ни единого намека на кризис среднего возраста. Он живет свою жизнь (скучную, как твидовый пиджак) – и не жалуется. И вот, казалось бы, «бес в ребро» его миновал, но…
    … однажды новый сосед просит его взглянуть на старую картину и дать свою экспертную оценку. Мартин сразу опознает полотно Питера Брейгеля Старшего – и, удивляя самого себя, начинает врать…

    «Одержимый» – история медленной метаморфозы (на самом деле название книги "Headlong" можно перевести скорее как "Очертя голову" или "Опрометчивый"). Главный герой здесь постепенно, по мере движения текста, мутирует из занудного книжного червя в красноречивого авантюриста. И выстроено это превращение так тонко и достоверно, что, читая, начинаешь думать: «а как бы я поступил?»

    Проблема Мартина в том, что его пресловутый «сосед», обладатель картины – типичный Калибан: безграмотный и жадный деревенщина, который не просто ничего не понимает в искусстве, нет, все гораздо хуже – он вряд ли даже слово «искусство» сможет написать без ошибки.

    И у нашего героя появляется цель – вырвать шедевр из лап дикаря. А это ох как непросто. Переговоры с «Калибаном» напоминают что-то среднее между разминированием бомбы и игрой в «Мафию»: если проявишь чрезмерный интерес – он может что-то заподозрить, а ослабишь хватку – пойдет к другому специалисту.

    И казалось бы: все это мы уже видели сотни раз – история об изящном отборе денег/ценностей у населения. Но Фрейн подсвечивает ситуацию с неожиданного ракурса: его персонаж – отнюдь не Остап Бендер, скорее даже наоборот, – скучающий и скучный семьянин, -- о деньгах он, конечно, тоже думает, но сохранность картины для него гораздо важнее, – и потому следить за сдвигами мотивации в его голове особенно интересно.

    И – самое главное: живопись для Фрейна здесь не только сюжетная пружина – автор проводит целое искусствоведческое расследование и мимоходом пишет настоящую, подробную биографию Питера Брейгеля Старшего – причем делает это без занудства и спекуляций (fuck you, Dan Brown!).

    Еще книги-размышления об искусстве:

    9
    420