Рецензия на книгу
The Cuckoo's Calling
Robert Galbraith
Quoon7 мая 2014 г.Детектив на пробу
Роберт Гэлбрейт – точнее, Джоан Роулинг – выпускает удачный криминальный роман, который может стать началом длинной серии про современного сыщикаКлючевая интрига, связанная с этим детективным романом, перестала быть интригой почти сразу после выхода книги: Роберт Гэлбрейт – не безвестный новичок, вдруг прорвавшийся к широкому читателю, а уже состоявшаяся звезда британской беллетристики. Попытка скрыть имя под мужским псевдонимом не увенчалась для Джоан Роулинг успехом: критики быстро выяснили, откуда растут ноги. Правда, хвалебные отзывы в адрес Гэлбрейта один за другим полетели еще до раскрытия тайны.
С интригой в самой книге дело обстоит несколько лучше: Роулинг-Гэлбрейту удается напустить достаточно туману, чтобы финальные главы все-таки подарили читателю долгожданный сюрприз. Однако туман этот не слишком густой, и разгадка не оказывается по-настоящему сногсшибательной – те, кто обращается к писателям-детективщикам с единственной просьбой «Удиви меня», могут захлопнуть «Зов кукушки» с ощущением неутоленного голода. Такое ощущение, будто Джоан Роулинг написала без малого 500 страниц для того лишь, чтобы читатели привыкли к героям и убедились, что автор знает, как сделать крепкий детектив – просто пока не проявляет свое мастерство во всю мощь. Продолжение, как говорится, следует.
Главный герой, отставной военный Корморан Страйк, – вроде бы из тех персонажей, к которым быстро привыкаешь и с которыми хочешь встретиться вновь. Обаятельный неудачник (клиентов мало; кредиторы прессуют; с подругой, так и не ставшей женой, – разлад), ночующий в собственном офисе за неимением дома, не чурающийся обильной выпивки, откровенно и не безответно любующийся красивыми женщинами – джентльменский набор черт, призванных расположить читателя к герою. В довесок – армейское прошлое с множеством травматических экспириенсов, папа-рок-н-ролльщик и мама-наркоманка, протез вместо одной ноги и гипер-ответственная помощница по имени Робин: всю классику мирового детектива можно узнать в Страйке, его окружении и фактах биографии.
Отдельные конфликты в «Зове кукушки» (как, например, неприязнь жениха Робин, Мэттью, к ее начальнику и к сыщикам в целом) даны штрих-пунктирно, так что им будет куда развиться в следующих книгах. Сама Роулинг не скрывает, что затевает целую серию под маркой «Роберт Гэлбрейт»: уже этим летом в Великобритании выйдет второй криминальный роман с теми же героями, «Тутовый шелкопряд» – там Корморан Страйк будет разбираться со своими семейными проблемами и с исчезновением знаменитого писателя.
В «Зове кукушки» тоже расследуется не самый тривиальный случай: брат супермодели Лулы Лэндри, покончившей с собой, обращается к частному детективу, чтобы тот проверил – действительно ли 23-летняя умница и красавица выбросилась с балкона без посторонней помощи. Расследование в стиле Корморана Страйка – это бесконечные встречи со всеми, кто так или иначе связан с Лулой, и активное использование интернета в качестве источника информации. Поскольку Страйк имеет дело с погибшей знаменитостью, он может многое почерпнуть из сопоставления информации в десятках журналистских статей, ей посвященных, – и наложить это на сведения, добытые собственноручно.
Сюжет развивается несколько однообразно: Страйк договаривается о встрече с очередным знакомым Лулы, Страйк общается с ним/ней час-другой, Страйк что-то там думает об этом – либо отвлекается на мысли о своей возлюбленной. Джоан Роулинг, а следом за ней и переводчик Елена Петрова (чуть с меньшим успехом), умело имитирует речь разнообразных персонажей – от полусумасшедшей бездомной дамочки, уплетающей биг-маки, до дизайнера с мировым именем, манерного грубияна. Наверное, этот роман можно было бы счесть и психологическим детективом, не будь персонажи – спору нет, яркие и запоминающиеся, – столь схематичными и предсказуемыми в своих поступках. Источник динамики – все те же разговоры; кроме длительных бесед, в «Зове кукушки» не происходит почти ничего. Но – вот где проявляется почерк мастера беллетристики! – роман все равно увлекает и провоцирует прочесть еще страничку, а затем еще, и еще, и еще. Каждая новая книга о Гарри Поттере тоже, в общем-то, строилась по одному шаблону, и число разговоров подчас превышало количество событий, – а оторваться было решительно невозможно.
Роулинг-Гэлбрейту ни разу не изменяет чувство меры: ни в длительности сцен, ни в саспенсе, ни в желании вбросить в текст мелкую деталь, которая потом окажется важной. «Зов кукушки» – это великолепно «сделанная» книжка, в которой автор пробует свои силы, готовится к настоящему разгону и копит дыхание; знание о том, что написала книгу Джоан Роулинг, с одной стороны, мешает – может же лучше, знаем ведь! – а с другой, помогает. Может же лучше, мы знаем – и потому готовы ждать, что будет дальше с уже знакомыми героями.
961