Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Воспоминания, сновидения, размышления

Карл Густав Юнг

  • Аватар пользователя
    Аноним5 мая 2014 г.

    Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Это история жизни с акцентом на самых значимых вещах, особенно на хитросплетениях жизненного пути. Это история о становлении Юнга, об обретении своего места на научном поприще. Она не является автобиографической исповедью в обычном смысле – не предлагает тайны жизни, но вместо этого указывает те места, где эмоции и фантазии вместе открывают ключевые вехи жизни и фундаментальные ориентиры. Она более тонкая и сложная, чем теория, описанная в редуцированном юнгианстве.

    Вклад Юнга в развитие психологии и психотерапии неоценим. Он развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (взаимодействие с другими людьми). Центром личности Юнг считал «самость» - стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию. Положил начало так популярной нынче соционике. Юнг не отрицает влияние фрейдовского сексуального и адлеровского комплекса власти, но в отличии от Фрейда не сводит всё к одному фактору.

    Первоначально Юнга интересовала антропология и египтология, он выбрал для изучения естественные науки, а затем взгляд его обратился к медицине. Во время учебы он увлекся изучением спиритизма, несколько раз посещал спиритические сеансы. Буквально перед самыми выпускными экзаменами он «внезапно понял связь между психологией, или философией, и медицинской наукой». Тут же он решил специализироваться в психиатрии.

    Сновидения, мифы, религиозные верования — все это средства справиться с конфликтами при помощи исполнения желаний, как выявляет психоанализ; кроме того, в них содержится намек на возможное разрешение невротической дилеммы. Юнга не удовлетворяло толкование сновидений как различных вариаций эдипова комплекса, в чём его взгляд существенно разнится с Фрейдом, что, кстати, отнюдь и не является единственным методом психоанализа, поскольку такое толкование не признавало созидательной перспективы сновидения. Сам Юнг неоднократно под влиянием своих сновидений изменял направление своей жизни так, как если бы они были вещими предзнаменованиями. В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Не случайно Юнг разрабатывал технику общения с мистическим миром, изучал транс. Так же он описал индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности. Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. Кстати, про архетипы интересно и дельно писала Джин Шинода Болен в книге «Богини в каждой женщине», она является последовательницей юнгианской психологии.

    В одной из более поздних работ Карл Юнг предложил ряд психотерапевтических приемов, которые могут быть применены в клинических условиях. В частности, его метод «активного воображения». Пациенту предлагается нарисовать или написать красками любые образы, которые спонтанно приходят ему в голову. С развитием личности, изменением её самости, с изменением образа и мыслей меняются и рисунки. Стремление пациента как можно точнее передать тот образ, что ему является, может помочь ему проявить свои бессознательные представления. Юнг считал, что этот прием помогает пациенту не только тем, что дает ему возможность выразить свои фантазии, но и позволяет реально как-то использовать их.
    Лечение юнгианскими методами идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто при проработке бессознательного как это по Фрейду. Комплексы, по Юнгу, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

    В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню. Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после достройки Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

    Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Впрочем, писал об этом не только Юнг. Почти все, кто не тянулся в бездну тёмного изучения психоанализа, видели в личности способность развиваться и расти, преодолевая определённые кризисы и неврозы. Даже экзистенциализм рассматривает человека через призму его кризисов и выбора, но выбора для жизни, ведь человек всегда не завершен.

    Всё бы ничего, да вот только балл снизила за то, что далеки от меня эзотерические наклонности, изучение сновидений, мифология, алхимия. Слушать Машу в этом вопросе было гораздо интереснее, чем самой размышлять над этим. Наверное, первый раз в жизни такое, - что чье-то повествование дороже собственных мыслей по вопросу. Мне не очень интересна магия, а Юнга можно рассмотреть не только как психиатра, но и как Мага. Мне оказался совсем не близким его поворот в сторону магии, высших явлений, астрологии, экстрасенсорики, психических способностей. У меня была возможность отойти к волшебной жизни во время прочтения, но это всё не то. Юнговское понимание магии отделяло его от Фрейда и даже от тех юнгианских рационалистов, которые стеснялись его эзотеризма. С первого момента прочтения Юнга я увидела, что он пытался идти двумя путями и сделать свою психологию и рационалистической, и эзотерической. На основании именно этой книги я бы сделала вывод о его принадлежности к эзотерическому наклонению.

    Что-то я не поняла Юнга, как понимаю и люблю других философов и психологов. Может, это просто не моё направление, потому что от того же Альфреда Адлера у меня выстроилась чёткая концепция относительно стремления к превосходству, учение Карен Хорни дало больше, чем дала сотня других книг, учение Фрейда положило начало всему изучению. Раньше я переживала, что от каждого психолога, психиатра и философа я беру что-то своё, но не имею чёткой концепции и единого предпочтения (может только чуть больше склоняюсь к экзистенциализму и питаю особую любовь к Карен Хорни). В тот момент, мне казалось, что нужно иметь чёткое представление, хотя сейчас понимаю, что наука не стоит на месте, и каждый вклад любого психолога сейчас находит отражение в душе людей при помощи взаимосвязи всех составляющих. Но теперь я поняла, что Юнг – это всё же несколько не моё учение, и взять от него я могу лишь психологические типы, давшие начало соционике.

    35
    5,9K