Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
juikajuinaya5 мая 2014 г.Никогда не любила готическое, ужасающее, и поэтому с данным романом была знакома только «Да, слышала, написан». Поэтому и были заблуждения типа Франкенштейн – это сам монстр. Ошиблась и даже этому рада.
Изначально стал интересна форма написания – письма, потом пошел рассказ, а потом еще один. Важно, что все рассказы ведутся от первого лица – читатель верит написанному, это ведь не пересказ пересказа. Такая себе матрешечка получилась.
Что же присуще данному роману – готика или романтизм? Замка нет, тайны нет, потусторонних сил нет, зато есть атмосфера страха, присутствие существа, нехарактерного для мира человека. А из романтического можно выделить путешествия, внутреннюю борьбу героя, описания чувств, пейзажей и т.д. Т.е., готика и романтика переплелись очень тонко в романе.
Я не чувствовала страха, ужаса, жути, я чувствовала жалость: жалость к Виктору, который не знал как ему поступить с этим чудовищем, со своей совестью; жалость к этому дьяволу, который был один, никому не нужный, который страдал от того, что его таким создали. Этот монстр (кстати, безымянный) был как ребенок: учился разговаривать, выучил язык, выучился читать. Его желание иметь подругу вполне понятно – он одинок.
Хотя с другой стороны, Виктор виновник многих бед. Его амбиции слишком зашкалили. И вот тут возникает вопрос – а нет ли противоречия в заглавии? Ведь Прометей даровал людям огонь, защищал их от Бога, собственно, сам и пострадал из-за этого. А Виктор изначально подверг гибели обычных людей, а потом и всех своих близких.
Хоть роман и небольшой по объему, но огромен по глубине.
Спасибо «Книгомарафону» за возможность открыть этот роман для себя.1053