Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ocean at the End of the Lane

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    Аноним5 мая 2014 г.

    Эта история о семилетнем мальчике написана вовсе не для детей. И с общепринятой рефлексией о собственном детстве она не имеет ничего общего. Но вот если вы имеете склонность к магическому реализму, старой доброй Англии, мистике, сказкам для взрослым и лично к Гейману, который вот уже которую историю подряд завязывает на глубинных детских страхах, то обязательно стоит читать.

    История охватывает несколько дней жизни мальчика. Точнее несколько дней, которые вспомнились взрослому человеку, бывшему когда-то этим мальчиком. "Детскость" романа очень искусственная - на самом деле в книге нет ни одного настоящего ребенка, а есть много непростых взрослых решений, впрочем, недаром он пишет, что "Взрослые тоже изнутри не такие уж взрослые. Снаружи они большие и безрассудные, и всегда знают, что делают. А изнутри они нисколько не поменялись. Остались такими же, как ты сейчас. А вся правда в том, что и нет никаких взрослых. Ни единого в целом огромном свете".


    "Я не скучаю по детству, но мне не хватает своего тогдашнего умения наслаждаться малым, даже когда рушится то, что внушительнее по значению и больше. Я не мог управлять миром, в котором жил, не мог отрешиться от вещей, людей и событий, причиняющих боль, но я черпал радость в том, что приносило мне счастье".

    "У разных людей воспоминания разные, не найдется и двух человек, которые хоть что-то помнят одинаково, пусть даже и видели это собственными глазами. Вот вы стоите рядом, а вполне может быть, вы бесконечно далеки и друг от друга, и от самой истины".

    В его детстве, прошедшем в сельской местности в Сассексе, случилось разное, главное же, что в нём случилось - это ферма Хэмпстоков, и то, как он вдвоём с Летти Хэмпсток изгонял из мира людей то плохое, что прокралось в него из мира потустороннего и чужого, залезло в дом мальчика и хотело подчинить себе человечество, удовлетворив его глубинные пороки. Тут Гейман играет с читателем, потому что и впрямь был у него в детстве именно такой дом и была подруга Летти, были подобные пейзажи, эмоции и страхи. Что до океана, который можно уместить в озере и даже в ведре - так это тот самый, океан, который внутри нас, который помогает определять правильное и неправильное, закономерное и то, что выходит за пределы закона.

    Вообще говоря, повесть эта - сущий постмодерн. Для меня это так: когда начинаешь читать, то книга сразу что-то напоминает. Эта книга напоминает сразу как минимум о двух произведениях: "Рыцаре на золотом коне" Д.У.Джонс (там тоже действия героев немалым образом предопределяются староанглийскими легендами) и "Лангольерах" Кинга (там тоже есть такие неконтролируемые пожиратели реальности). И еще в изобилии там есть разные маркеры-крючки, разбросанные по тексту, смысл которых достаточно прозрачен и важен для понимания того, что хочет сказать Гейман (впрочем, не всегда он этим хочет что-то сказать, зачастую просто играет с читателем). Так в книге мелькают титан Иапет, Анна Болейн, Кромвель, Вильгельм II и прочие. Порой это неимоверно злит - ведь далеко не сразу до меня дошло, что речь идёт вовсе не об Оливере Кромвеле, и вообще, хочется ведь иногда просто почитать историю, а не разгадывать историко-культурный винегрет, замешанный на мифологии и психологии.

    Впрочем, в неумении рассказывать истории Геймана сложно упрекнуть. История есть, цельная и интересная, а ещё она напичкана очень живыми деталями. Я чувствовала, как трогала шерсть котенка, который все менял цвет своих глаз, гладила рукой поверхность стола на ферме Хэмпстоков и так и хотела откусить от того бутерброда с помидорами (а это что-то да значит, ведь я совсем не люблю помидоры).

    Очень!

    13
    63