Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Записки на табличках Апронении Авиции

Паскаль Киньяр

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2014 г.

    На фоне эпохальных трудов её современников эти лытдыбровые посты античной блогерши смотрятся по меньшей мере занятно. Апронения Авиция явно не страдала графоманией: за двадцать лет едва набралось две сотни записей на буксовых табличках. На её глазах рушится Священная Римская Империя и низвергаются языческие боги, а почтенная матрона описывает изжогу от переедания и ведёт строгий учёт поступления мешочков с золотом. Либо она не снисходила до того, чтобы замечать подобные события. Либо внутренняя сдержанность мешала ей высказываться — более того, диктовала необходимость вести себя так, будто вокруг ровно ничего не происходит.

    Киньяр играет с формой, содержание — вторично. Вступительное слово — объёмное, витиеватое и сложное для восприятия — обрамляет весьма изящный и лаконичный основной текст, подогревая читательский интерес и давая необходимые пояснения касательно исторического контекста, о котором в самих записках не упоминается вовсе. Стилизация великолепна, автору удалось передать атмосферу быта римской знати именно в той мере, какая доступна пониманию и соответствует ожиданиям современного читателя: нега размеренного образа жизни, любовные утехи и интенсивная работа мысли. Поэтому записи о гастрономическом гедонизме совершенно естественным образом перемежаются воспоминаниями о тайных встречах с любовником, философскими умозаключениями и остроумными афоризмами непринужденных дружеских бесед.
    Некоторые темы, вроде выщипывания рабами волос из задницы господина или громко справляющая малую нужду нищенка, вызывают брезгливость и призваны воссоздать исторический антураж, другие же — вечные, как сам город Рим, в котором жила Апронения Авиция: еда, секс, любовь, деньги, смерть, самоанализ.

    Приходится постоянно напоминать себе, что книга — всего лишь искусная имитация, а не подлинные дневниковые записи, а главная героиня — плод воображения Паскаля Киньяра, а не женщина из плоти и крови, прячущаяся от пугающей её реальности и надвигающейся старости за списками покупок, воспоминаниями о былой любви и перечислением поглощённых за обедом яств.

    8
    39