Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Big Breasts and Wide Hips

Mo Yan

  • Аватар пользователя
    kosmos_i_books1 сентября 2023 г.

    У каждого книголюба есть свой «Эверест», у кого-то это «Улисс», после которого жизнь не будет прежней, кто-то ломает зубы о «Бесконечную шутку», есть и раненные «Войной и миром». Моей горой стала китайская эпопея от Нобелевского лауреата. Я читала её пять месяцев, по главе, по странице, по абзацу. Чем дальше, тем страшнее, омерзительнее, больнее, но, чёрт возьми, интереснее.

    Книга – жизнь скромной крестьянки Шангуань Лу, ровесницы ХХ века, матери восьмерых дочерей и единственного сына. Она станет свидетельницей сотни исторический событий, тысячи смертей и сотней тысяч несправедливостей. Она пройдет долгий путь, чтобы выжить в нищете, голоде, войнах и революциях. Она не сдастся, не опустит руки, но не сумеет спасти детей, от падения, позора и смерти. Она никогда не отвернется и не закроет глаза, не одёрнет руку. За что же ей всё это?

    Книга многолюдна, как сам Китай. Если бы не перечень действующих лиц в начале, к которому можно возвращаться, то читать сойдет с ума, пытаясь запомнить эту толпу с почти одинаковыми или очень созвучными именами. И пусть автор, опережая события на первой же странице похоронил большинство из них, это был бы не китайский магический реализм, если бы смерть была конечной. Люди здесь мрут как мухи, воскресают, возвращаются из многолетних скитаний и снова мрут, женщины от горя сходят с ума, превращаются в птиц-оборотней, лисиц. По стране прокатятся многочисленные потрясения, внутренние бойни, японские оккупанты, европейские миротворцы и русские, со своим коммунизмом, Лениным и Сталиным.

    Именно упоминание исторических событий не давало мне забыть о том, что действие происходило менее ста лет назад, а не в средневековье. Не стану проводить параллели с нашей историей намеренно, дабы не скатываться в банальное «откуда ноги растут», но из песни слов не выкинешь. Если честно, не тронуло мою огрубевшую душу ничего, кроме самой истории семейства Шангуань, её женщин трёх поколений. Они лучше мужчин, сильнее, смелее и вернее.

    В книге столько жести, что, материализуя её, хватило бы покрыть крышу каждой хижины в Китае. А крови тут столько, что хватило бы окрасить каждый красный флаг, развивающийся над этой страной. Здесь столько грязи и гнили, что не пройти и не проехать, и не суждено ей даже подсохнуть, ибо она постоянно орошается слезами. И всё это написано с какой-то детской непосредственностью то ли чуждой нам культуры, то ли недоразвитого Цзиньтуна, от лица которого ведется повествование, то ли специфической иронии автора.

    Но всё же, книга хороша до зубного скрежета! Отличный подарок для любителя экзотического эпоса, магического реализма (не того, что Маркес, а скорее Курниаван), и сложной семейной саги, где не смутит мрак ради мрака.

    Сакральный смысл названия я бы обсудила с читавшими. Хотя тема груди в книге, как навязчивая идея единственного сына Матери, того самого Цзиньтуна, выходит на первый план, общая картина складывается лишь в последних главах, не вошедших в прошлое издание романа. Это ода женщине как смыслу, а не винтику в системе.

    10
    661