Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Life After Life

Kate Atkinson

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2014 г.
    Может ли одна жизнь вместить в себя утопление; смерть от инфлюэнцы, от яда, от бомбы, от пули, от руки безумного мужа; падение из окна; отравление газом; сердечный приступ; асфиксию в утробе матери?

    Что, если у нас была бы возможность проживать эту жизнь снова и снова, пока не получится правильно? Вот было б здорово, да?Урсула Тодд то ли проживает множество разных жизней, то ли одну и ту же до тех пор, пока не проживет ее как нужно (но как кому нужно?). Есть ли какая-то особая цель в том, что Судьба возвращает Урсулу к жизни все снова и снова? Может быть, у нее есть особая миссия? Убить Гитлера? Или, может, спасти Тедди?

    Время не циклично, — сказала она доктору Келлету. — Время — это… новые письмена поверх старых.
    — Вот как, — сказал доктор Келлет. — Обидно.
    — А воспоминания подчас оказываются в будущем.Больше всего «Жизнь после жизни» напомнила мне музыкальное произведение. Не какое-то в отдельности, а все вместе. Развитие сюжета подобно фуге.
    11 февраля 1910 года – это тема.
    Экспозиция – это те самые жизни, которые автор показывает нам одну за другой, это изложение темы последовательно во всех голосах.
    Разработка фуги-книги для меня начинается в тот момент (или с той жизни), когда Урсула осталась в Германии. Эта часть строится нетипично, в мелодии сюжета можно уловить только отголоски изначальной темы. Только эту жизнь Урсула проживает вне Англии. И именно с этой жизнью тесно связаны начало и конец книги.
    Интермедии – это эпизоды-вкрапления, которые то в виде воспоминаний, то в виде диалогов предстают перед нами, обильно украшенные цитатами. Вся книга пронизана цитатами. Они служат не только украшением повествования, но и некими подсказками.

    Это змея, кусающая себя за хвост. — Он одобрительно покивал и объяснил Сильви: — Она символизирует цикличность вселенной. Время — это конструкт, а в реальности все течет, нет ни прошлого, ни настоящего, есть только сейчас.Уроборос – лейтмотив книги. Это та самая красная нить повествования. Но уроборос в этой книге переменчив (женщина, не иначе) – в начале книги мы попадаем в ноябрь 1930 года, идет дождь, фюрер в отличном настроении, Урсула ест сливовый пирог. А в конце вроде та же самая ситуация, но нет. Только заглянув в начало, я смогла понять, что что-то не так. Теперь идет не дождь, а снег (правильно, на дворе все же декабрь 1930-го), фюрер в дурном настроении, а Урсула уже заказывает себе торт, а не пирог. И не совсем понятно, получилось ли у Урсулы на этот раз?..
    Реприза – это последняя версия жизни, которая звучит в субдоминантовой тональности – здесь вроде бы все как и прежде, но и все не так – Урсула уже не такая спокойная, уже не такая однозначная любимица Хью, неожиданно в Лисьей Поляне появляется Роланд…
    Наконец, будто чувствуя приближение финала, мелодия событий набирает темп. «Воспоминания» все чаще наведываются к Урсуле.

    Здесь она уже бывала. Здесь она еще не бывала.Кто-то скажет, что конец у книги сумбурный, скомканный. Но мне он показался именно той самой кодой, которая является единственно правильным завершением произведения. Приятно, что книга оставила место для размышлений – я не люблю, когда конец в подобных книгах слишком определенный – не дело это столько страниц закручивать повествование, чтобы в конце рубануть однозначным, не терпящим разных толкований финалом.
    11
    82