Рецензия на книгу
Пока мы лиц не обрели
Клайв Стейплз Льюис
Аноним2 мая 2014 г.Эпиграфом к рецензии на книгу "Пока мы лиц не обрели" может служить фраза про благие намерения и про дорожку, которую они выстилают, но уж слишком это банально. Так что - без эпиграфа.
Перед нами вольная интерпретация мифа об Амуре и Психее...бла-бла-бла...уже знаете сюжет? Тогда идем далее, а точнее - глубже. Это книга о любви. Но не о той любви, которая с охами и ахами на скамейках, а о любви разрушающей, всепоглощающей, сметающей все на своем пути. Такая любовь граничит с безумием, с помешательством.
Знакомо ли вам чувство, когда кто-то (чаще всего это старшие родственники - родители, бабушки...) говорят фразы, типа: "Делай, как я говорю, мне виднее!", "Я жизнь прожила, я лучше знаю!". Знакомо? Тогда вы поймете Психею. А говорили вы сами что-то подобное своим детям или младшим родственникам? Говорили? Тогда в вас есть немного Оруаль. А случалось ли вам винить в своих неудачах и бедах Судьбу, Богов, Провидение и прочие Высшие силы? Значит Оруаль в вас еще больше, чем показалось на первый взгляд. Очень часто, любящие нас люди пытаются прожить две жизни одновременно - свою и нашу. Чаще всего, такая любовь свойственна родителям по отношению к детям (Оруаль воспринимает сестру именно как ребенка, о чем не раз упоминается в тексте). Проблема же такого поведения, с точки зрения психологии, лежит в детстве самих родителей. Как правило, такие люди остро ощущали нехватку любви и, став взрослыми, они просто не понимают, КАК нужно любить и где граница любви заканчивается и начинается свобода и личность человека. Плюс к этому, они пытаются дать объекту любви, не только собственное чувство, но и все то, что было недополучено ими в детстве - заботу, внимание...Что из этого может выйти вы уже знаете (ну или узнаете, прочитав роман).
Еще один важный вопрос, затрагиваемый в романе - это вера и границы влияния богов на нашу жизнь. Ведь Оруаль, по сути, требовала, чтобы боги обращались с ней, как она с Психеей - дали конкретный алгоритм действий для той или иной ситуации. Не получив его, она начала действовать сама, и все последствия своих решений вновь взвалила на богов. И это все, при том, что она порой сомневалась в их существовании. Весьма странное поведение. Мировоззрение Оруаль не было цельным, оно сложилось в единую картинку, лишь в преклонном возрасте. Оказалось, что боги не могут/не хотят говорить с теми, кто не может говорить на их языке (не забываем, Оруаль - рационалистка, а вера это сфера иррациональная). Они не будут водить тебя за руку всю жизнь, они не будут открывать перед тобой нужные двери и указывать верные дороги. Это не их жизнь, она наша и то, как мы ее проживем, зависит от нас.
Льюис, в своей книге, говорит о сложных вещах очень простым и доступным языком. Часто его обвиняют в излишнем морализаторстве и обилии христианских мотивов. На мой взгляд, это предрассудки. Если захотеть, то у каждого автора пишущего на темы великого и вечного, можно найти массу параллелей с чем угодно и начать трактовать их в соответствии со своими убеждениями. Так что, если не хотите видеть христианские нравоучения, то и не увидите их. Льюис затрагивает более глубокие темы - он говорит о вере, о вере вне категорий христианства, ислама или буддизма.
Очень грустная, светлая книга. Лично для меня, помимо перечисленных выше достоинств, есть еще кое-что - это произведение хочется перечитать. Конечно, не сразу, после окончания последней страницы и даже не через год. Не знаю когда, но перечитать - однозначно.
2243