Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тэсс из рода д'Эрбервиллей

Томас Гарди

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2014 г.

    Перед тем как написать свою рецензию, я почитала чужие и была поражена схожестью мыслей, схожестью ассоциативного ряда сюжетов, которые вспоминала и сама, пока читала. Не буду скрывать, книга далась мне непросто. Особенно первая ее половина - сближение Тэсс с обоими мужчинами, сыгравшими роковую роль в ее жизни. Про умирающего младенца, ясно, сплошной мрак. А тягучие ароматы мызы, самобичевания и метания Тэсс вводили в какое-то наркотически-сонное состояние. Гораздо живее пошло действие после признания новобрачной. Начало вызывать эмоции, разнообразные - от отвращения до страха, как жестоки могут быть люди, как поворачиваются они спиной и втаптывают ногами в землю то, что еще вчера называли самым дорогим в жизни. Я, разумеется, об Энджеле.
    Оба главных героя - и Тэсс, и Энджел - прописаны какими-то мифическими , на мой взгляд, существами. С одной стороны в них слишком много отстраненного от жизни, что не мешает однако девушке - помалкивать и обманывать свое "божество" до самого последнего момента, когда он уже назвал ее женою, а мужчине - видеть сны, в которых он ее мертвую обнимает и целует, проливая слезы над трупом, а по пробуждению обжигать ледяным презрением, за то что еще живая. Я понимаю, что теперича не то что давеча, нравы были другие, как и вопросы целомудрия, но то, как благородный мистер Клэр мгновенно открестился от жены - это так страшно! Вот такие милые спокойные джентльмены, вдруг снимающие с лица свою маску, на мой взгляд, во сто крат хуже тех, что зовутся бесстыдными обольстителями. Отношения Тэсс и Клэра настойчиво проводили у меня параллель с "Грозовым перевалом". Больная любовь, непонятная, невыносимая. Любовь, несущая смерть, и не внешними силами - да, самое ужасное, что не внешними! - а только внутренними: только двумя людьми, двумя сердцами...
    Алек. Здесь мне нарисовалась вторая параллель - образа Алека с образом Родольфа из "Госпожи Бовари". И почему-то как и Родольфа я не могу его однозначно судить. Хочу сразу уточнить, что Алек в моих глазах ни разу не насильник, в книге неоднократно подчеркивается, что Тэсс именно соблазненная, обольщенная девушка, а не та, которую взяли силой. Хотя сцена их сближения в лесу и обрисована несколько двусмысленно, но принуждения там я не вижу - это не совместимо с Алеком, его жестами и манерами... человека уверенного в себе, искушенного, но не насилующего. Я вижу Алека с разных граней. Возможно, он слишком умелый игрок и обводит вокруг пальца даже читателя, но я верила его перерождению, которое хотя и оказалось непрочным, но обличило душевные силы, стремление бороться и всерьез зацепиться за другую жизнь. Здесь он пошел дальше Родольфа, и не думаю, что отказался бы от своих слов, не откажи ему сама Тэсс... В любом случае смерть его не оправдана. Тэсс говорит какие-то глупости, что он внушил ей, что муж к ней не вернется, заставил в это поверить... Да, она этому поверила, но не из-за Алека, а лишь из-за поведения Клэра. Она сама, по доброй воле, вернулась к любовнику. Неважно какие благородные порывы спасти семью стояли за этим. Каждый выполнил свою часть соглашения. И эти вопли вроде того, что "из-за тебя я снова все потеряла, и ты меня снова сделал своею, как я ни молила" звучат странно. Ну да, "мышки плакали, кололись, но продолжали жрать кактус" (с).
    С этой стороны у меня возникла параллель с тем, что часто инкриминируют Карениной - как она отказалась от предложения мужа о разводе на самых выгодных условиях (когда он ей предлагал и свободу, и сына) и просто уехала с Вронским за границу. И если Анну я полностью понимаю в этом примере, то вроде бы должна понять и Тэсс, которая, ясно, не могла выходить замуж от живого мужа. Но все же! Алек предложил ей руку и сердце. Она могла либо уж вертеть им в этот момент, как угодно, либо окончательно ставить точку. Пойти на все что угодно, написать родителям Энджела, что нуждается, да что там - упасть им в ноги... Но нет! Наша героиня вернулась к Алеку на тех же правах любовницы и содержанки. Да-с...
    И в то же время , несмотря на все эти рассуждения, именно в конце книги - при встрече Тэсс и Энджела в пансионе, или когда после она бежала за ним, чтобы выпалить бескровными, судорожно дрожащими губами: "Я убила его!", когда все граничит с безумием и какой-то детской безнадежностью этих игр в прятки в чужом доме - именно тогда чувствуешь, что вдруг перехватывает дыхание. Тогда понимаешь, что перед тобою классика. Не просто какая-то пустопорожняя книжка, а оставившая впечатления глубокие, только малой своей долей отраженные сейчас в моей рецензии.

    4
    60