Рецензия на книгу
Каждый умирает в одиночку
Ганс Фаллада
Аноним30 августа 2023 г.Прежде чем обратиться к роману «Один в Берлине. Каждый умирает в одиночку», для начала необходимо кратко рассказать об авторе книги. Псевдоним, под которым Рудольф Дитцен опубликовал более двух десятков книг, писатель позаимствовал из сказок братьев Гримм: Фаладой звали убитого коня королевны («Гусятница»), а Гансом — человека, обретшего счастье только после того, как он остался ни с чем («Ганс в удаче»). Будучи достаточно плодовитым автором, Ханс Фалада слыл крайне неуравновешенным человеком: и в психушке он лежал, и в тюрьме сидел, и от наркотической зависимости в реабилитационных центрах лечился… Роман «Один в Берлине…» был написан всего за 24 дня в 1947 году; именно эта книга считается первым в своём роде произведением о сопротивлении фашистскому режиму. Более того, фабула романа основана на реальной истории Отто и Элизы Хампелей, которые бросили вызов нацистской Германии и жестоко поплатились за это. Мне кажется, что только человеку с непростой судьбой удалось бы передать болезнь своей нации столь достоверно.
Мемориальная доска, посвящённая Отто и Элизе Хампелям
(источник фотографии располагается здесь)«Один в Берлине…» — это история борьбы маленького человека с государственной махиной. Хотя результат противоправной деятельности заведомо известен, всё же акт несогласия являет собой расцвет человеческого духа, смелости и стойкости. Что такое открытка с призывом на поддаваться на провокации фашистского режима? Так ли она опасна для нацистской Германии? В эпоху, когда сосед (брат, муж) мог в любой момент написать донос, подбрасывание в подъезды открыток с антигосударственными лозунгами, можно расценивать либо как безумие, либо как геройство. Думаю, главные герои книги обладали и тем, и другим.
Партия была всем, народ — ничем.Всё то, что Ханс Фаллада видел в Берлине своими глазами, а также благодаря архивным документам, попавшим к нему в руки, позволило писателю создать портрет своей эпохи. Автор не обладал мужеством бороться с нацистским режимом, однако написанная им книга представляет собой запоздалый акт протеста.
Тот, кого хочешь спасти, должен по-настоящему согласиться на спасение.Став летописцем своей эпохи, Фаллада предъявил миру иной типаж человека — образ простого работяги, не побоявшегося воспротивиться фашистской власти. «Один в Берлине…» — это дань всем людям, которые попали в машину смерти Третьего рейха.
30681