Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Момент истины

Владимир Богомолов

  • Аватар пользователя
    Аноним28 августа 2023 г.

    Доказательство от обратного... или "Момент истины" под микроскопом...

    Поводом для написания этой рецензии послужила очередная находка в буккросинге - "Момент истины", изданный в серии "Советский детектив" в 1991 году "Художественной литературой". И основной её посыл заключается в реакции на данное издание её прежнего владельца: "Это - не советский детектив, а голливудский боевик!". Изначально мною овладело праведное негодование. Да как он посмел покуситься на этот шедевр? И, чтобы разбить в пух и прах этого горе-рецензента я принялся заново анализировать роман Богомолова. Но каково же было моё удивление, когда с каждой новой страницей, с каждым новым эпизодом я убеждался в том, что прав не я, а этот неизвестный рецензент, столь ёмко и лаконично отразивший суть этого произведения. Уже простое сопоставление "Момента истины" с другими произведениями подобной тематики выявило удивительную деталь. Из произведений о разведчиках я не припомнил ни одного, который бы заканчивался на подобной ноте - все главные герои (в "Моменте истины" - это группа капитана Алёхина) оставались в финале живыми. "Звезда" Эммануила Казакевича, "По тонкому льду" Георгия Брянцева, "Долгий путь в лабиринте" Александра Насибова, "Три лица Януса" Станислава Гагарина, "Это было под Ровно" Дмитрия Медведева, "Штурмфогель без свастики" Юрия Федоровского, "Щит и меч" Вадима Кожевникова, "Майор Вихрь" Юлиана Семёнова, "В двух шагах от "Рая" Сергея Наумова, наконец "Иван" самого Богомолова. Этот список можно продолжить. В каждом из них кто-то обязательно рано или поздно погибал. Но в "Моменте истины" все герои в финале романа остаются живы и здоровы, ранение капитана Алёхина отнюдь не выглядит смертельным. Да и сам автор устами Таманцева указывает на то, что его только оглушили и он очень быстро пришёл в сознание. В результате финал "Момента истины" представляет из себя типичный голливудский хэппи-энд или «счастливое гриффитовское спасение в последний момент», все перипетии сюжета заканчиваются удачно для положительных (группа капитана Алёхина), но не отрицательных героев (группа "Нёман"). А если добавить к этому наличие у этих главных героев сверхспособностей. У Таманцева например это проявляется в том, что после ранения Павловским (герой почувствовал как обожгло бок и отметил это как "зацепило") в следующую минуту как живчик вскакивает на ноги и мчится с оружием в руках навстречу диверсанту. Оглушённый агентом "Нёмана" Алёхин также спустя мгновение приходит в себя и (с залитым кровью лицом открывает огонь на поражение), кстати именно Алёхин задевает амбала, что позволяет Таманцеву довершить начатое капитаном. Подобными метаморфозами главных героев пестрят как раз таки голливудские боевики. А теперь давайте проделаем небольшой эксперимент. Засеките время и внимательно прочтите главы, в которых описывается как Алёхин "качает" "Нёман". Думаю, что результат Вас несколько удивит. А ведь автор утверждает, что Алёхин проделывает сей "фокус" за считанные минуты. А вот это уже из разряда фантастики, а отнюдь не детектива. Впрочем, следует признать, что все эти шероховатости и нестыковки, трафаретность отрицательных персонажей, непременный хэппи-энд и прочие атрибуты книги (сверхспособности главных героев, их неуязвимость) вполне допустимы.... для голливудских боевиков...

    47
    761