Рецензия на книгу
Дети подземелья (аудиокнига MP3)
В. Г. Короленко
Аноним30 апреля 2014 г.Этой повести по школьной программе я не читала - я даже и не знала о её существовании. Точнее, о втором названии - "Дети подземелья" - конечно, слышала, а вот о втором - "В дурном обществе" - нет, поэтому и села за чтение. Начало повествование неспешное, автор понемногу, издалека, подбирается к самой сути. Описывает город, в котором довелось жить главному герою Васе и который предстаёт как один из главных персонажей рассказа:
"Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут; понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы. А ночь, как нарочно, спускалась на землю среди холодного ливня и уходила, оставляя над землею низко бегущие тучи. И ветер бушевал среди ненастья, качая верхушки деревьев, стуча ставнями и напевая мне в моей постели о десятках людей, лишенных тепла и приюта."Нагнетает атмосферу описание замка на острове:
"Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. "На костях человеческих стоит старое замчище", - передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса, - так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стоял стук, и топот, и гоготанье."После всего этого начинаешь ждать от рассказала чего-то мистического, каких-то ужасов. Но дальше автор умело отвлекает наше внимание, переходя к описанию людей "дурного общества". И когда Вася с друзьями подбирается к старому брошенному храму, как-то не ожидаешь, писатель застаёт тебя врасплох:
"Стук каблука зазвенел под потолком, отдался в пустоте часовни, в ее темных углах. Несколько воробьев вспорхнули с насиженных мест на хорах и вылетели в большую прореху в крыше. Со стены, на окнах которой мы сидели, глянуло на меня вдруг строгое лицо с бородой, в терновом венце. Это склонялось из-под самого потолка гигантское распятие. Мне было жутко; глаза моего друга сверкали захватывающим дух любопытством и участием."Совершенно не ожидая чего-то страшного, проникаешься атмосферой, страхом и в то же время интересом:
"Но вдруг лицо его исказилось от страха; он вскрикнул и мгновенно исчез, спрыгнув с окна. Я инстинктивно оглянулся и увидел странное явление, поразившее меня, впрочем, больше удивлением, чем ужасом. Темный предмет нашего спора, шапка или ведро, оказавшийся в конце концов горшком, мелькнул в воздухе и на глазах моих скрылся под престолом. Я успел только разглядеть очертания небольшой, как будто детской руки. Трудно передать мои ощущения в эту минуту, чувство, которое я испытывал, нельзя даже назвать страхом. Я был на том свете. Откуда-то, точно из другого мира, в течение нескольких секунд доносился до меня быстрою дробью тревожный топот трех пар детских ног. Но вскоре затих и он. Я был один, точно в гробу, ввиду каких-то странных и необъяснимых явлений."И начинаешь представлять себе - что же будет дальше? О чём будет дальнейшее повествование? О том, что Вася попал в какой-то тайный мир? Или остался в своём времени? На секунду воображение уже рисует какое-нибудь фэнтези! И тем интереснее узнать, что это за дети, с которым познакомился Вася, как они живут, чем, в чём их тайна, какой такой камень точит здоровье Маруси.
Тонко и ненавязчиво подбирается писатель к проблеме отцов и детей. Больно становится на душе, когда маленький мальчик рассуждает так:
"Сестре Соне было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовью; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену. Всякий раз, когда я начинал играть с нею, по-своему шумно и резво, старая нянька, вечно сонная и вечно дравшая, с закрытыми глазами, куриные перья для подушек, немедленно просыпалась, быстро схватывала мою Соню и уносила к себе, кидая на меня сердитые взгляды; в таких случаях она всегда напоминала мне всклоченную наседку, себя я сравнивал с хищным коршуном, а Соню - с маленьким цыпленком. Мне становилось очень горько и досадно."Оттого-то Вася и привязывается к Валеку и его сестре Марусе. И хоть Тыбурций говорит ему, что его новые друзья - не ровня, для настоящей дружбы - статусы неважны, и дети доказывают это своим примером.
Хороший детский рассказ, душевный, несмотря на то, что и описывается быт семьи Тыбурция, жалко Валека, которому приходится воровать, чтобы достать еду, Марусю, которая хочет есть, а потому кража продуктов не является для неё чем-то страшным.9716