Рецензия на книгу
Beauty is a Wound
Eka Kurniawan
Аноним23 августа 2023 г.Все уже слышали, что «Красота…» похожа на маркесовский роман «Сто лет одиночества». Действительно. Но мало кто развивает эту тему дальше и уходит в конкретику. Я решила это исправить. Прочитав и то, и другое, могу сказать, что индонезийский автор заимствует у Габриэля Гарсиа многие моменты. Приведу примеры. У Маркеса Урсула надевала защитное белье, чтобы не забеременеть; у Курниавна то же самое и для тех же целей делает Аламанда. У Маркеса Ремедиос Прекрасная сама по себе взлетает в небо, у Курниавана – Ма Иянг. Причем у Курниавана тоже есть героиня, в имени которой есть слово «Прекрасная» - Ренганис Прекрасная. Идем дальше. У Маркеса воскресал Мелькиадес, у Курниавана – Деви Аю, Маман Генденг. У Маркеса во время обыска дома солдаты не увидели в комнате сидящего на видном месте Хосе Аркадио II, у Курниавана – Кливона и Адинду. У Маркеса полковник Аурелиано Буэндиа, намного старше маленькой Ремедиос, возьмет ее в жены; у Курниавана Маман Генденг сделает то же самое с маленькой Майей Деви.
Если вы читали «Сто лет одиночества», то в «Красоте» вы не найдете магический реализм в таком же объеме. Он есть, но его не много в сравнении с романом Маркеса. К тому же у Курниавана магический реализм, как я заметила, присутствует в основном в начале и ближе к концу произведения.
Помимо всего прочего, в «Красоте…» очень много политики и истории Индонезии. К этому нужно быть готовым. Вы будете читать про то, как Деви Аю восстала из могилы и пришла к себе домой, а потом вас резко перекинут в ту самую историко-политическую кашу, которую автор размажет до конца произведения. Правда, к концу ее станет немного меньше.
Также не стоит забывать, что перед вами семейная сага. Вам будут рассказывать историю каждого члена большой семьи. Даже те, кто, на первый взгляд, вообще никак не относится к Деви Аю, в итоге будут с ней связаны. Так что не пугайтесь, когда вам начнут подробно рассказывать о жизни Мамана Генденга, Кливона, Шоданхо, отца Кинкина, об истории любви Ма Иянг и Ма Гедика. К концу книги всё станет складываться в единую картину.
Произведение Курниавана мне не понравилось. Было скучно читать, интересными показались лишь две главы. Магического реализма мне не хватило, ведь я ожидала чего-то нового после прочтения романа Маркеса. В «Красоте…» этого нового было немного, остальное – заимствовано из «Ста лет одиночества». На мой взгляд, автор переборщил с политикой и историей Индонезии. Магический реализм среди такого большого историко-политического одеяла смотрится неуместно, несочетаемо, вызывает некий диссонанс. У Маркеса тоже были политика и история, но он их гармонично ввел в свое повествование. Ничего не топорщилось, как у Курниавана.
Если хотите познакомиться с магическим реализмом, выбирайте лучше для этих целей роман «Сто лет одиночества».5602