Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним21 августа 2023 г.

    Такая разная любовь

    Благодаря науке и развитию люди изменились. Ведь если не можешь что-то объяснить с точки зрения логики, мозг пытается найти решение другими путями. Людям того времени проще было скинуть ответственность на колдовство, да и в целом правосудие вершилось по-простому: "Виновен! А, стоп, нет,не виновен... Ну, всё равно повесить". Бедная малышка Эсмеральда.

    Гюго прекрасно описывает переход от зодчества к книгопечатанию: легче и быстрее запечатлеть момент на бумаге, чем создавать что-то наподобие Собора Парижской Богоматери, который строился долго и каждый архитектор вносил лепту своего видения красоты и истории. Хотя, вне сомнений, язык архитектуры выглядит мощно и заставляет людей вокруг эстетически чувствовать и видеть историю.

    Не могу сказать, что в этом романе есть, так скажем, адекватная любовь.

    Эсмеральда придумала себе Феба. Когда я начала читать главу, где его вводили в историю, но не сказали имя с самого начала, было впечатление, что читаю не про "прекрасного рыцаря на белом коне", как ожидалось бы от наивной романтической повести, а про самовлюбленного повесу, у которого кроме внешности не было никаких ярко-проявляющихся положительных качеств. Ни поддержания интеллектуального разговора, ни воодушевления на подвиги во имя добра, ни преданности, ни заботы, ни любви - ничего не было в реальном человеке, но именно этими качествами наделила его Эсмеральда. У себя в голове.

    Феб же любил только себя. Либо не любил никого вовсе. Не зря Гюго в конце написал: "Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился". Брак и любовь - это работа. Судя по описанию, Феб не был готов к такому.

    Фроло же проявлял эгоистичную требовательную любовь. Он привык, что если работаешь, учишься, развиваешься, то в итоге получаешь желаемое - знание, силы, карьеру. Но не женщину. Пытаясь продавить Эсмеральду, он всё больше пугал её навязчивостью и своей неспособностью сдерживать страсть.

    Квазимодо же проявил нежность впервые к кому-то, кроме Фроло, только из благодарности и непривычки, что к нему можно относиться, как к человеку, а не к монстру. Так как Эсмеральда - добрая душа, то и поступить по-другому она не могла, а для того, кого отвергали с самого рождения, даже маленький лучик заботы гиперболизировался в сияющее солнце. Кто ещё бы протянул ему руку? Никто.
    Два скелета.

    Вретишница пример того самого типа родителей, которые рожают детей для себя и только для себя. Живут для них, любят их, посвящают им жизнь, не отпускают от себя. Собственность. Готовы задушить своей любовью, превознося свои чувства выше всего остального, ненавидя весь мир вокруг и видя в нем лишь угрозу. Она не отпустила бы Эсмеральду от себя никогда.

    Роман прекрасен своей трагичностью. Да, красивый конец - это замечательно и радостно, но с учётом личностей персонажей и специфики времени, это не могло закончиться хорошо. Увы и ах.

    Советую к прочтению. Конечно, главы с описанием собора даются нелегко, но сама история читается быстро и с удовольствием.








    Содержит спойлеры
    3
    209