Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
ViktoriyaKostenko24 апреля 2014 г.Идеальное государство не для идеального человека
Как мы видим антиутопию Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»Любителей жанра антиутопии уже мало, что может удивить. После романа «Мы» Евгения Замятина (1924), «1984» Джорджа Оруэлла (1946), «451 по Фаренгейту» Рэй Брэдбери (1953) «дивный мир» Хаксли мог стать неким банальным обобщением сказанного до него. Поверьте, не стал!
Будь у этого писателя желание и полномочия, он стал бы гениальнейшим из политиков-гениев-вождей-тиранов, уверена. «Дивное» государство, контролируемое Главноуправителем Мустафой Мондом, создает благоприятную среду для каждого жителя. Здесь все довольны и счастливы, нет никаких истерик и депрессий, безработицы и нищеты, старости и болезней.
Здесь царят «свободные отношения» под лозунгом вечного гедонизма. Здесь нет раболепного преклонения идолам, «звездам», богам. Единственное вмешательство из вне – Форд (по-нашему Господь Бог, кстати).
В идеальном государстве появляются (почти всегда) идеальные люди без патологий, врожденных болезней, уродства. А все потому, что от позвоночника до фаланг пальцев они искусственно создаются в стерильных пробирках. В «Центральнолондонской инкубатории», где и происходит непорочное зачатие, уже произведено деление на страты и касты: от омеги до альфы.
Семья как социальный институт вовсе отсутствует. Вылупившись из пробирки, маленькая альфочка, беточка и прочие воспитываются «гипнопедией», которая внушает любовь к своей касте, отвращение к книгам, природе, наукам, искусству, неприязнь к другим стратам.
На выходе государство получает идеальную работоспособную модель, которая не то чтобы не способна, но и не нуждается в зависти, корысти, эмоциональной нестабильности и всем том, что разрушает нормальный строй идеального государства.
Конечно, есть и те, кому попалась «грязная» пробирка, то бишь неудавшиеся особи в своем роде. И, да, случаются-таки проявления эмоций, но и тут все продумано: «Сомы грамм – и нету драм!»
Легализованный наркотик в обществе, где не привыкли бедствовать и бросаться в крайности – грамотное решение. «Прочная цивилизация немыслима без множества услаждающих пороков».
«Общность, одинаковость, стабильность» - гимн, лозунг, молитва, основа «дивного» мира. Браво! Это настолько просто и в сущности своей гениально, что комментировать не приходится.
Классический вариант – извечное «но». Даже в таком государстве есть несчастные люди. Хотя тут, кстати, нет ничего удивительного. Недовольные найдутся даже в бочке с медом, мол, приторно.
Дикарь Джон, главный герой, которого и нарекли «идеальным», родился и вырос вне цивилизации, потому «пресытился» ею. Привычка жить по-старинке сыграла как иммунитет от безнравственности, штампованности, глупости и пошлости.
Джон добр и наивен, начитан (какая редкость!), способен на любовь. Здесь и сейчас (сегодня!) его можно назвать идеальным. Но идеальное государство не для идеального человека.
Что я несу? Идеально государство…идеальное? Одинаковые люди, с одинаковыми эмоциями, одинаково бездушны и глупы – это идеал, то, к чему нужно стремиться? Боже упаси.
Относительное понятие требует и относительного толкования: у всех свое счастье, свой идеал. В «дивном мире» на самом деле живут счастливые люди, ограниченные и неразумные, одинаковые и зависимые, но счастливые.
Удивительно точно и лаконично, без лишних эмоций и долгих описаний, Хаксли пишет финал: «Медленно медленно, подобно двум неторопливым стрелкам компаса, ступни поворачиваются вправо - с севера на северо-восток, восток, юго-восток, юг, остановились, повисели и так же неспешно начали обратный поворот». Смерть – итог лишь одной жизни. Остальные продолжают свой счастливый беззаботный путь.
115