Рецензия на книгу
Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников
Илья Эренбург
Аноним24 апреля 2014 г.
Велика и сложна ваша миссия - приучить человека настолько к колодкам, чтобы они казались ему нежными объятиями матери... Нужно создать новый пафос для нового рабства.”
“Французский скептицизм сквозь еврейскую иронию с русским нигилизмом в придачу” - так отозвался в своем дневнике Корней Чуковский о вышедшей в Петрограде в 1923 году книге Ильи Эренбурга “Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников”.Роман получился странным. Космополитичный, местами богохульный, но при этом изобилующий библейскими аллюзиями и религиозным пафосом. При всей своей неприкрытой антисоветскости, он почему-то нравился Ленину. Затем тридцать с лишним лет, пока у руля был Сталин, лежал в спецхране и не издавался. Написанный всего за месяц, непричесанный и какой-то дикий, он должен был бы стать, но не стал, настольной книгой любого, кто считает себя анархистом.
Говорят, Ильф и Петров взяли для образа своего Остапа Бендера многое у Хуренито. Но великий провокатор в отличие от великого комбинатора алмазы в стульях не ищет. Его деятельность разворачивается на стыке, как сейчас принято говорить, перформативного искусства и интеллектуального троллинга. Он советует Папе Римскому совместить литургию и цирковое представление, в разгар первой мировой организовывает тонкую спекуляцию на патриотических настроениях граждан, художников ставит к станку и издает декреты, регулирующие деторождение.
Трудно судить о профетических способностях Эренбурга: предсказаны ли в его романе нацизм, Холокост или атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, - не так существенно. Вот только сегодня такой зубастой прозы уже почти не пишут. То ли пророки в России притерпелись за последние годы к объятиям цензуры, то ли у интеллектуалов появилась аллергия на радиоактивную пыль, но что-то после канторовского "Учебника рисования" раскачивать лодку никто не отваживается. Портить отношения с начальством - последнее дело.
10617