Рецензия на книгу
Il conformista
Alberto Moravia
Jedaevich24 апреля 2014 г."Конформист" - очень достоевская история. Это о внутреннем мире, это достаточно глубоко, и это изящно настолько, чтобы выглядеть максимально правдиво. Внешние антуражи, природа, локации только подчёркивают микробаталии, разворачивающиеся в душе главного героя, Марчелло Клеричи. Детская травма, комплекс вины являются главной движущей силой его жизни. Мучения, нравственные дилеммы, вопросы которые он ставит себе, это попытка дать ответ на всеобъемлющие "Кто я", "Зачем я здесь", "Нужен ли я".
Всё плавание внутреннего корабля Марчелло - это попытка найти бухту Нормальности и бросить в ней якорь, чтобы быть как все. Выдать себя за среднестатическую массу; на манекен того, кем привык себя считать, натянуть маску обычного человека, ничем не выделяющегося из толпы. Интересным образом в образе ГГ воплощаются черты сразу двух популярных современных персонажей - Декстера Моргана ("Dexter") и Дона Дрейпера ("Mad Men"). С той разницей, пожалуй, что если оба - олицетворение вполне определенных качеств во вполне активном их проявлении, то Марчелло - это не столько человек или характер, сколько мятущееся состояние, скрытое за кажущимися безразличными действиями.
Роман, вышедший в 1947 году, вполне можно считать военным. Аннотаторы его пытаются определить как антивоенный - наверное, уместнее было бы слово "вневоенный". Глядя на Марчелло и его основной конфликт, сюжетную линию с профессором, присутствует ощущение винтика в большом механизме. Механизма, всю суть которого, будучи в непосредственной близости, очень трудно распознать. Описываемая жизнь главного героя и его окружения - это что-то очень холодное. Эмоционально, в первую очередь, холодное. Эхо большой войны, заражающее внутренний мир человека вирусом проходящей мимо жизни, никому не нужной, никому толком не важной; игры, в которой нет правил.
Марчелло - этакий Шультес. Нравственность, сочувствие и соучастие, любовь, страсть, мораль, этика - только названия, за которыми в случае Марчелло не прячется ничего, таблички - "Здесь было...". Это неуловимое хорошо передано в экранизации Бернардо Бертолуччи 1970 года. Большие и холодные дворцы. Огромные залы, в которых теряются люди. Монументальные лестницы. Комнаты, проживаемые жизни в которых являются не носителями прошлого, а всего лишь призраками для следующих поколений людей.
Окончание эпилога (звучит уместно, т.к. эпилог у Моравии состоит из нескольких глав) в книге мне не понравилось, честно говоря. Бертолуччи в экранизации обошёлся более, во-первых, художественно, а во-вторых, более уместно применительно к внутреннему-внешнему миру главного героя. В фильме есть кадр, когда находящийся в сомнениях герой Трентиньяна сидя спиной, поворачивает в направлении зрителя голову, и мы видим Марчелло сидящим за решеткой, в отблесках костра. Зловещее такое зрелище, как будто душа внутри у человека горит, искушается самой жизнью, сажает самого себя в клетку. Вот один такой кадр почти в самом конце фильма даёт возможность всей истории состояться. В книге такого кадра нет.
А что касается литературной части, - очень мягкий, почти певучий язык, приятное чтение; сразу видно представителя иного литературного поколения.
46282