Рецензия на книгу
Белая гвардия
Михаил Булгаков
Аноним21 апреля 2014 г.– Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
«Капитанская дочка»Трагическая история большой семьи, наполненная отчаянием и предчувствием грядущего Конца Света. Тем не менее, семья продолжает жить, даже сквозь потрясения. Отмечу, что во время действия романа 1918 год Булгакову было столько же лет, сколько и старшему Турбину, да и профессия одна и та же. Позже автор адаптировал роман к сцене и её ставили под названием «Дни Турбиных». Естественно, данный роман не мог ставиться в театре под своим первоначальным именем (цензура, однако). Естественно, главными отрицательными персонажами стали петлюровцы, но, как говорил сам автор (кажется, в рассказе «Жизнь господина де Мольера»), мы прекрасно знаем, что если переписать роман, то на самом деле ничего в нём не изменится. Здесь то же самое: даже представив «красных» бравыми молодцами с пятиконечными звёздочками, мы понимаем, кто главный противник «белой гвардии».
Здесь, во время тяжёлого времени, есть место и для любви, для переживаний и для храбрости. Во время, когда каждый день может полностью изменить устройство существования, люди продолжают жить.
Здесь нет ничего придуманного, пусть этих персонажей никогда и не существовало, зато существовали тысячи и сотни тысяч таких же, детей революции.
Все персонажи цельные: и хозяйка дома, Елена, которую бросает трусливый муж Тальберг, и доктор Турбин, которому война принесла новую любовь, желчь на лице после пережитой болезни, и молодой храбрый Николка.
Даже племянник Тальберга, свалившийся как снег на голову, не кажется лишним – этакий человечек, который вроде бы понимает, что кругом война и революция, но в то же время живёт прежней беззаботной жизнью простачка. Форест Гамп столетней давности (извините, за такое сравнение).
Даже в патовой ситуации находится место для храбрости Най-Турса, который навсегда станет примером для подражания для Николки.
И всё это соседствует со страшной действительностью: с горой трупов в подвале, где сторож может беззаботно забрать у мёртвой гребёнку, несколько раз спрашивает у Николки тот ли этот труп, чтобы не пришлось несколько раз спускаться и таскать «такую ношу». С предательством гетмана, Тальберга и остальных, мечтающих смыться в Париж через «непонятную Польшу».
Здесь есть фантастические надежды о якобы прибывших в Одессу полках сенегальцев и сербов – мы всегда верим в лучшее, даже в столь безнадёжной ситуации.
Роман на века о жизни, настоящей жизни. И ведь здесь нет ничего лишнего, всё цельно, а главное – пережито самим автором.
Безусловно, это не «Тихий дон», а потому и не ставлю высшую оценку. Но роман, конечно же, заслуживает того, чтобы его изучали, любили, перечитывали, как часть нашей жизни, как часть нашей истории.842