Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Moos

Клаус Модик

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2023 г.

    Такое ненаучное единение с природой

    В записках, якобы, оставшихся после смерти профессора ботаники Лукаса Ольбурга, просматриваются две линии протеста: на уровне семьи - протест против прессинга, преувеличенно жёсткого воспитания отца (до невроза, до паранойи), который стремился держать под контролем не только семью, но саму природу (эпизод с отдраиванием мха с крыши руками своей детей до изнеможения и онемения пальцев); на уровне науки, которая стала профессией ГГ - протест против, собственно, того же самого. Под "тем же самым" я не имею в виду прессинг со стороны коллег. Речь идёт о критике научного мышления (наука даёт ответы на вопрос "как", но не отвечает на вопрос "зачем"? Зато на этот вопрос отвечает чувственное познание, но нередко игнорируется, начиная с уровня понимания/постижения, предваряющего научную деятельность), тут и обнаруживаются несовершенства биологической терминологии (не отражающей суть того, что она называет), в частности (номенклатура Карла Линнея), поверхностность знания. Потому что "eine unschuldige Detailkenntnis... nicht aus Wissen, sondern aus dem grossen Staunen kommt".

    Оба вида протеста выводят книгу на общезначимый уровень. Начну со второго.

    Среди воспоминаний ГГ упоминает своего преподавателя биологии в университете Мюнхена - Мандельбаума, который приводит цитату из Гёте, имеющую определяющее значение для поднятой в книге проблемы. "Da im Wissen", sagte er, "sowohl als in der Reflexion kein Ganzes zusammengebracht werden kann, weil jenem das Innere, dieser das Äusere fehlt, so müssem wir uns die Wissenschaft notwendig als Kunst denken, wenn wir von irgendeine Art von Ganzheit erwarten." В моём переводе: "В знании нет внутреннего, только внешнее, и если мы хотим достичь целостности, мы должны воспринимать науку как искусство". И, конечно, этой проблемой был озабочен не только Гёте, посвятив ей целую книгу философского характера, под вводящим в заблуждение названием Иоганн Вольфганг фон Гёте - Учение о цвете . Хотя выдающийся поэт, драматург и романист Гёте был далеко не первым и не единственным, кто был озабочен этой темой. Вся континентальная философия не только озабочена, но и возникла на таком различии. Впрочем, отчасти этим вопросом занимается и аналитическая школа тоже (Витгенштейн). А ещё выдающиеся лингвисты/семиотики.

    Но вернёмся к природе.

    Я и раньше придавала значение тому, что мох придаёт ландшафту какой-то нереалистично-сказочный и по-домашнему уютный вид, как он переливается на солнце после дождя сочной зеленью. Глядя на это, в восторг приходит какая-то очень правильная часть тебя. Вот и главный герой этой книги, профессор ботаники Лукас Ольбург испытывает взаимную любовь к живой природе, в частности, ко всем видам мха, сливаясь с ней воедино, растворяясь в ней как в глубоком медитативном трансе.

    Однако, возможность слиться с природой профессор получил только с уходом на пенсию, прожив жизнь, где дисциплина и порядок, навязанные отцовским воспитанием, никогда не давали ему быть самим собой. Он уединился в домике своего детства, в домике на природе, который они некогда покинули, перебравшись в город, и наведывались в него только в отпуск. Тут впервые за всю жизнь он обрёл возможность стать самим собой, наслаждаясь единением с природой. Ощущая её всеми фибрами, и тем нестерпимее ощущая несоответствие термина и научного знания вообще сути вещей и явлений. 

    Другая не менее животрепещущая проблема, возникшая на уровне семьи Ольбург, но затрагивающая весь немецкий менталитет и перекликающаяся с книгами немецких классиков - это невротическая склонность к порядку и дисциплине. Именно невротическая, обретающая монструозные формы. Никто ведь не посягает на здоровую дисциплину и порядок. Хорошо всё то, что служит на благо человеку, но не против его наклонностей, его истинной природы, его предназначения.

    Так художественная книга стала в один ряд с "Учением о цвете" Гёте (о целостном познании. Там у названия есть продолжение "Теория познания", которое в новом издании почему-то опущено), "Рождением трагедии" Ницше (о целостном познании: дионисийское + аполлоническое, критика научного мышления) и даже "Логико-философского трактата" Витгенштейна (за подтверждением можно обратиться к моему отзыву, где указаны цитаты).

    Напоследок о языке этой книги - он как буйно растущие травы на лугу, в которых не разберёшься, пока носом не ткнёшься поглубже. Очень насыщен богатствами немецкого языка и образностью. Так что чтение это очень непростое.


    28
    412