Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
olgaberenika320 апреля 2014 г.Никогда не понимала, за что многие так любят Сомерсета Моэма. Две его книги прошли совершенно незаметно для меня. Поэтому я ожидала, что «Луна и грош» - это такое легкое чтиво, которым можно насладиться и забыть. Но здесь, несмотря на простоту сюжета и очевидную цель автора – рассказать о судьбе непризнанного художника, поднимается множество тем.
Первое – что есть мир художника и можно ли пойти против себя и против своей сути. Стрикленд не смог. Какая-то неведомая человеческому пониманию сила живет в нем и управляет им, и он ей неподвластен. Сложно представить, какой мучительной казалась ему жизнь до побега. Этот человек долгое время пытался вместить свою личность в обыденный мирок, в котором существует работа биржевого маклера, докучные светские приемы, игра в бридж. А потом сбежал. И иначе, чем побег этот поступок не назовешь. Он долго подготавливал себя, а потом оставил жене скудное послание и исчез. И всё, вырвался на свободу. Никаких сожалений, никаких сомнений о сделанном. Уже в Париже мы видим другого Стрикленда и его новый мир - мир, в котором он действительно свободно живет, а не притворяется. Тесная комнатушка, минимум мебели, картины и краски – вот и все, что ему нужно для счастья.
Второе - можно ли человеку, даже если он гений так безрассудно и безответственно обращаться с другими людьми. И могут ли другие люди прощать ему его роковую равнодушность? По обычным человеческим меркам Стрикленда можно назвать отвратительным и бездушным человеком. Но все его отрицательные качества меркнут рядом с его безграничной силой творить.
Отдельного внимания заслуживает истории Дирка и Бланша, капитана Брюно и других жителей Таити. И, конечно, эта книга не была бы такой прекрасной, если бы не линия Стрикленда и Аты. А что не понравилось, так это то, что Моэм, при описании картин Стрикленда-Гогена, обходится достаточно тривиальными словами, как-будто сам ни черта не понимает в его живописи.555