Рецензия на книгу
Дорога в жизнь
Фрида Вигдорова
Аноним19 апреля 2014 г.Неужели это правда? А так хочется, чтобы это было правдой! 1933 год. Воспитанник Макаренко приезжает в Ленинградскую область, берет под свое управление самый отсталый детдом для «трудных» подростков. И делает из него передовую коммуну, по образцу макаренской. Какие мгновенные перемены в детях! Какой прекрасный, хоть и очень маленький педсостав! И даже дяденька из ГОРОНО - добрый волшебник, не мешает, а помогает по первому слову. Это все правда?
Конечно, Карабанов иногда ошибается. И как бы оправдывается, что ему было легче, чем Макаренко. Другое время, другие дети. Но все же, почему так хочется и так не можется верить, что все изложенное правда? И от куда у меня такой скептицизм? Мне вот интересно, что стало с этим детдомом через пять лет?
Ведь Макаренко в итоге «съели». Что стало с его образцово – показательной колонией?
А недавно меня шокировал рассказ о московской школе. Директору в начале девяностых досталась школа в жутком районе с «трудными» детьми. А через несколько лет школа стала передовой, выбилась в лидеры по всем статьям, разные международные премии получали. И вот в 2009 к ним пришли «рейдеры»: тетенька из чиновников с амоновцами. Директора и его защитников сняли, посадили человека, далекого от образования. На следующий год в школе появились наркотики, и понеслись все под откос.Вот от куда мой скептицизм. Да, я верю в талантливых педагогов, воспитателей. Верю, что один человек может совершить невозможное. Создать потрясающий педсостав, организовать работу в детдоме, пробудить ребят к труду, нравственно перевоспитать. Верю.
Но, самый большой враг талантливого педагога – это ни «трудный» подросток, ни плохой педсостав, ни родители. Самый большой враг – государство. Не дадут существовать. Рано или поздно утопят.
В конце книги есть слова Макаренко, которые близки к правде: «… Отчего, подумай, наши колонии так часто устраиваются в полуразрушенных монастырях? А потом принимаются эти монастыри восстанавливать, убивают на это огромные деньги – и попусту: создается карликовая колония, которая может совладать разве только с сапожной или швейной мастерской. Да кто же из ребят сейчас хочет быть сапожником – кустарем? Любой знает, что на фабриках производство обуви давно уже великолепно механизировано. Нет, нужно именно большое, богатое хозяйство которое давало бы детям настоящую перспективу, настоящее будущее…»
Вот директор той московской школы цитировал Крупскую, что колония не должна быть богатой. Ее деятельность должна лишь поддерживать ее существование. Как только колония начнет приносить сверх доход, ее съедят «конкуренты». Наверное, она имела ввиду капиталистов, но и в нашей стране так было всегда. Вот не выгодно никому, чтобы были детдома, которые выбиваются из общего ряда. И вся система образования направлена на уровниловку. Так было и в СССР, так и сейчас. Государству не нужны дети, которые умеют думать, могут быть самостоятельными. Государству не нужны самостоятельные хозяйства, которые давали бы детям «настоящие перспективы, настоящее будущее». Можно соревноваться в спорте, математике, языках. Бороться за строку в рейтинге. Но играть строго в рамках, определенных государством, не высовываться!Есть в книге интересное замечание о «педологах», прости Господи. Кто такие? Главные противники Макаренко. Оказалось, это что-то вроде психологов в смеси с педагогами. Те, кто и определяет правила для учеников и педагогов. Я разделяю мнение автора, не люблю. Просто из личного опыта. Во-первых, среди людей, которые учатся на психфаке, большинство ни в коем случае нельзя к людям подпускать, тем более к детям. А по жизни самые не способные - самые активные. Они то и рвутся к детям, книги пишут. Переписывают друг друга. Это ужасно. Кто –то из педагогов нам сказал: «самые большие циники – это ни хирурги, а психологи». Это действительно так. Они ведь знают, что увлечение «ранним развитием» ведет к пожизненному неврозу. Знают, а все же делают деньги на этом самом развитии, чтобы потом их коллеги кормились неврозами. Про школьных психологов вообще промолчу. Это и есть те самые «педологи». Я лучше процитирую книгу:
«учитель, воспитатель думает над каждым из ребят дни напролет, ищет ключ к каждому, ищет иной раз долго, мучительно. Настоящий воспитатель долгие месяцы, годы, смотрит, наблюдает, думает, сомневается. А тут приходят люди в полной уверенности, что вот так, с ходу, залезая ребятам в душу, все раскроют и выяснят. Мы берегли наших мальчишек, боялись неосторожным словом разворошить в их сердце больное воспоминание, а тут человек, воображающий себя знатоком детской психологии детской души, бесцеремонно выспрашивает: «Родители умерли? А от чего они умерли?»
Что они знают о детях? Что в них понимают?».
Я все же думаю, что детская психология как наука имеет право на существование. Необходимо, чтобы педагоги и воспитатели знали азы детской психики. Но, эти знания – обоюдоострый меч, в недобрых или некомпетентных руках могут причинить огромный вред. И вся наука эта – гипотезы, нельзя относиться к ней как к закону и без разбору «применять» к каждому ребенку. Тут как у врача, главное «не навреди».А книга понравилась, зацепила. И так ведь хочется верить в таких воспитателей!
5230