Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним18 апреля 2014 г.

    Обчитавшись всякой фигни в интернете, обслушавшись всякой музыки и обыгравшись в игры от Парадоксов, бросил я взгляд на определённую эстетику, которую сложно в два слова уложить. Вот не смогу и всё, только пространно. Однако список книг с ней я составить могу, такие дела. Так что решил я не рассусоливать незначительные вещи и перейти к значительным: к чтению книг и прослушиванию Бизе. И если Кармен сюда никоим боком, то «Имя розы» — тема моей сегодняшней рецензии.

    Плюсом книг Умберто Эко является то, что несмотря на искромётный юмор самого разного уровня они неплохо идут под метафорическое дорогое вино, а от смеха падает монокль, а не четатель пацтол. И, наоборот, несмотря на интеллектуальную глубину, сложный сюжет и вереницу цитат, снобизмом в этой книге не пахнет, зато юмор там необычайно острый. Конечно, это не такое «Кривое зеркало», как упоротый «Маятник Фуко», но всё же.

    Что же представляет из себя «Имя розы»? Прекрасную детективную историю с одной стороны, а с других: подстрочный комментарий автора к целому пласту культуры, мнение о нескольких периодах истории и взгляд на религию. Постоянно следуя правилам придуманного или воссозданного мира, он периодически от них отклоняется, расширяя свой роман аки конус, и, сравнивая последние главы с первыми, я уже не могу сказать, что же послужило причиной таких сильных изменений в полотне событий.

    Изначально перед нами весьма обычный монастырь. Ничего сверхъестественного, кроме убийства. Но чем дальше — тем шире круг высказываемых мыслей, тем невероятнее события, тем неожиданнее истинные лица и мотивы героев. Нить повествования закручена невероятно лихо, реально интересно следовать вместе с Вильгельмом Баскервильским и молодым Адсоном по следу таинственных злодеев, книги и прочих необычных вещей.

    Возвращаясь к юмору, стоит отметить, что основным его источником является не попадание героев в странные ситуации, а тонны цитат и отсылок, которые также являются и мотором повествования, если так можно выразиться, ибо значат очень и очень много. Джойсов бред от Салватора, использование Вильгельмом теории симулякров и прочие вещи должны бы по идее резать глаз в XIV веке, но они лишь забавно дополняют картину монастыря и его быта.

    Наверное, я всё же зря делаю такой акцент на юморе и стоит мне вернуться к сюжету, ведь в этой книге очень много серьёзных моментов, даже большинство — это ещё не «Маятник Фуко». И вот эта книга, наполненная, как уже отметил, аллюзиями, приправленная прекрасным интеллектом Умберто Эко, поданная на великолепном сюжете и с блестящими героями, читается запоем. И, что самое интересное, читатель легко может открыть тайны вместе с сыщиком: к концу истории я уже знал, кто является главным злодеем, как умерли жертвы, что это была за книга, в общем, почти всё, что знал Вильгельм. И это было приятно, да. Эко сделал хороший ход, не скрыв от читателя важных для знания моментов.

    Ну и отдельно интересный момент: Эко не рассказывает, сколько в книге загадок. Можно случайно увидеть одну и разгадать её, а можно не знать о чём-то вообще. Книга полна тайн, но не бросает их высокомерно читателю в лицо, оставляя за оным право составить список для себя, так сказать. Она в принципе ненавязчива во всём, однако очарование возмещает всё.

    Сложно ещё что-то сказать об этой книге. Она монументальна и цельна, она красива во всех смыслах: от языка и сюжета — до послевкусия, которое остаётся после чтения, оно весьма приятно. Читать её — наслаждение во всех смыслах, в том числе и из-за возникающего ощущения, что ты ведёшь беседу с умным, приятным и добрым человеком на равных, а это очень хорошо. В общем, советую неистово. Годнота.

    76
    697