Рецензия на книгу
Парфюмер. История одного убийцы
Патрик Зюскинд
avvorona11 августа 2023 г.Полный обман ожидания
Как жаль спустя шесть лет ожидания вдруг осознавать, что книга того не стоила. Она постоянно ускользала от меня, а когда, в конце концов, оказалась на моей полке, ей пришлось ещё пару лет потесниться с другими книгами. И вот, долгожданный час настал. Сколько было восторженных отзывов! Сколько прекрасных слов! Сколько же книжных топов советовали её, как романтичную историю об уникальном человеке! Но стоило открыть книгу, и уже вскоре я поняла, что роману стоило и дальше ускользать от меня, а то и вовсе быть забытым. Что мы имеем в итоге?
1) Гренуй соответствует званию "романтического героя" примерно в той же степени, что и крошка Цахес. Уродливый, никому не нужный, всеми пинаемый, кинутый собственной матерью. Зато он не такой как другие люди, противостоит обществу. И стоит лишь добавить немного "магии", как вдруг это самое общество возносит его на пьедестал и готово сделать героя своим божеством. Различие лишь в том, что одному помощь пришла свыше, другой же учился делать эти самые "волшебные духи".
2) Для полноты картины "Парфюмеру" крайне не хватило местного Бальтазара. Какого-нибудь человека, в противовес Греную, лишённого обоняния, который бы увидел, какое перед ним стоит чучело, тогда как все остальные бездумно устраивают вакханалию (с такой небольшой деталью даже такой уродский финал смотрелся бы лучше). Вообще в книге поразительно мало персонажей без обоняния, единственный из них особой роли не играет (разве что в начале). Почему в книге, где есть персонаж с аномально развитым обонянием нет человека, этого чувства лишённого от рождения? Почему мадам единственная во всей Франции, кто имеет травму носа? Как много вопросов, но невероятно мало ответов.
3) От книги под названием "Парфюмер. История одного убийцы" читатель ожидает:
а) парфюмерии! Сладкие запахи, удивительные сочетания, флакончики с духами, о которых можно только мечтать! Что же получает читатель? Вонь! Удивительно, но факт, по большей части в романе описаны воняющие города и люди (сюда же излишний натурализм в виде испражнений и проба запаха собственных гениталий). А вот духов здесь катастрофически мало. Описаны некоторые запахи, которые учился добывать Гренуй, точнее сказать, описан сам факт их присутствия. Мельком назван состав "Амура и Психеи" (а их даже не Гренуй создал), а вот всё остальное - зачем? Главный герой всего-лишь гений парфюмерии. Такой гений, что его духи описывать не надо, просто примите как факт, что он гений, а духи у него есть. Как и не надо описывать долгожданные ароматы в финале произведения. Просто примите как факт, они есть, даже если другие не знают, что это духи.
б) убийства! Конечно, не в стиле детектива от лица убийцы, но хотя бы малейшие подробности. Из двадцати шести (!) убитых девушек читателю представлены только две, первая и последняя. Остальные двадцать четыре в романе как бы фон произведения. Они все одинаковые, мы не знаем, как Греную удалось всë это провернуть. На минуточку, их двадцать четыре, это очень много. Реакция общества на их убийства одна и та же. Описаны они позорно быстро и поданы как факт, который мы должны принять. Словно не художественное произведение, а криминальная хроника. У читателя запросто возникает мысль, что и на лицо эти девушки одинаковые.
4) "Ему просто не дали теплоты и не объяснили что хорошо, а что плохо", - так нам нахваливают героя восторженные читатели. Однако это в корне не верное утверждение. Конечно, он в отместку захотел подчинить общество себе, что не описано напрямую, но подано через мысли и действия персонажа. Автору действительно это удалось. Удивительно то, что мало людей замечает, что этот же автор прекрасно описал психопата. Полное отсутствие эмпатии, использование людей в своих целях, неспособность любить, но хорошая маскировка в обществе, - всё это есть у главного героя. К сожалению, психопатия не прививается "плохим обществом", она врождённая. Тот факт, что он совсем не пахнет и имеет острейший нюх вызывает ещё больше вопросов, человек ли он вообще? Гренуй действительно злое зло, и умело маскируется под обстоятельства. Он эгоист и кроме него самого ему никто не нужен. Он мог бы быть гением, но предпочёл идти другим путём, путём эгоиста. И это та составляющая книги, за которую автора можно похвалить.
5) Вот только на протяжении всего романа ВЕСЬ мир вертится вокруг этого злого зла. Люди после того, как он закончил свои дела с ними, либо умирают, либо (единичный случай) вопреки желанию умереть живут долго. Обстоятельства складываются так, что он всегда остаётся в выигрыше (двадцать четыре убийства в одном городе, и ни разу не замечен! А финал и вспоминать не стоит...). Если бы он ещё и внешне был ангелом, его бы точно назвали Марти Сью, но, так как он явный урод, большинство читателей закрывает на это глаза.
6) Субъективная претензия: в романе так превозносится ангельская сущность и очаровательный, уникальный запах половозрелых девственниц, что невольно видишь в этом тексте пол самого автора. Такой же бездарный плод фантазии, как по десять женских оргазмов за раз у Стивена Кинга. Конечно, подобное ожидаешь от книги века девятнадцатого, а то и ещё раньше, где подобное смотрелось бы уместно, но точно не от книги своего современника.
P.S. ни к каким левым движениям себя не отношу, но искренне считаю, что если в художественном произведении видно пол автора - текст либо не доработан, либо откровенно плох.
7) В тексте нет ни одного положительного персонажа. Конечно, можно считать, что эти самые обречëнные девственницы и есть положительные героини. Но две из них абсолютные картонки, а об остальных нам известно только то, что они красивые и уже мëртвые. Противостояние героя и общества не работает, когда и герой, и общество абсолютное зверьё.
Стоит отметить, что, несмотря на все недостатки, книга читается легко, спасибо простому авторскому слогу. Отдельная благодарность за её маленький размер, читать подробное, только большего размера, было бы жутким мучением.
P.S. Для меня это та самая книга, после которой жутко болит голова. Увы, но цель не оправдала столь долгое ожидание.6211