Рецензия на книгу
Homo ludens. Человек играющий
Йохан Хёйзинга
Аноним16 апреля 2014 г.Честно говоря, я рада, что с некоторых пор на LiveLib не обязательно ставить оценку книге, потому что оценить "Homo ludens" Хейзинги мне очень трудно. Если его же Осень Средневековья вызвала у меня однозначные восторг и упоение, то с "Человеком играющим" все несколько сложнее. С одной стороны, труд этот значителен и он уже нашел свое место в культурологии, но безоговорочно согласиться с трактовкой практически всей культурной деятельности человека как игровой я не могу. На серьезную критику Хейзинги я, разумеется, не замахнусь (это могло бы стать темой чьей-нибудь диссертации), просто хочется поделиться кое-какими мыслями.
Что же называет игрой Хейзинга? Этот вопрос преследовал меня на протяжении всей книги. Собственно, он своей книгой доказывает, что культура вышла из игры. Игра - это то, что лежит за пределами утилитарной деятельности, но, тем не менее, необходимо человеку, является частью его природы. Хейзинга ставит знак равенства между игрой и культом, игрой и спортом, игрой и войной, игрой и политикой, игрой и поэзией. Он достаточно логичен в своих рассуждениях, но сомнения меня, тем не менее, не оставляли. Можно ли любой процесс, в котором присутствует дух соревнования, считать игрой? Является ли наличие четко обусловленных правил и ограничений в какой-то деятельности достаточным, чтобы считать ее игровой? Не есть ли это просто проявление одних и тех же свойств человеческого ума в различных ипостасях?
Все системы, построенные человеком, имеют в своей основе обусловленность, но наличие условий не есть игра. Также Хейзинга в любой систематизации усматривает игровой элемент. Так ли это? Систематизация - это упорядочивание, а упорядочивание это не обязательно игра. Мне кажется, что Хейзинга слегка увлекся в своем стремлении доказать, что вся наша жизнь - игра. И игра тоже, но не только. Мне так кажется. А книга все равно хорошая, убедительная, вдохновенная.
271,1K