Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Burial Rites

Hannah Kent

  • Аватар пользователя
    Tarvalon7 августа 2023 г.

    Ханна Кент – «Вкус дыма»

    Я не хочу, чтобы меня помнили. Я хочу быть здесь живой, во плоти. (с)

    Честно говоря, я рассчитывала на скандинавский детектив (люблю, знаете ли, скандинавские детективы), а получила своеобразный микс из реальной истории и авторского вымысла в специфическом антураже бедного и сурового исландского быта начала XIX века.
    Я не сильна в Исландской истории в целом, поэтому о том, что книга основана на реальных исторических фактах, узнала из послесловия. В общем-то, если кто-то заранее знаком с историей, что легла в основу книги, то ему можно не читать: никаких откровений и резких сюжетных изменений здесь не будет. Автор родом из Австралии, но она проделала масштабную документальную работу, с выездом так сказать «на место»: фактическая часть книги полностью базируется на реальных событиях.
    На одном из хуторов случилось убийство – вещь по тем временам в Исландии практически непредставимая. Убиты хозяин хутора и его знакомый. Виновными в преступлении признаны две хуторские служанки и жених одной из них, что ночевал в сарае в ту роковую ночь. Все трое приговорены к смертной казни, а поскольку тюрем в тогдашней Исландии не было, то приговоренных до момента приведения приговора в исполнение расселяют по хуторам уважаемых граждан, занимающих общественные должности.
    Читателю предлагается смотреть на происходящее глазами Агнес, старшей из приговоренных женщин. История нелинейна: от момента, когда Агнес прибывает к месту своего заключения читатель перемещается к разным моментам жизни этой не слишком счастливой тридцатилетней женщины, выросшей «на похлёбке из мха и нищеты» – к событиям ночи убийства в том числе.
    Повествование очень неторопливо, оно демонстрирует изменение в отношении окружающих к предполагаемой убийце, подробно показывает тяжёлую и скудную жизнь исландских крестьян, омрачаемую постоянным призраком голода. По мрачности настроения и по структуре текста в целом книга перекликается с «Последним днём приговорённого к смерти» Гюго, но она заставляет вспомнить и писателей-натуралистов, например, Золя. Описание болезней, антисанитарии и тому подобных малоприятных спутников бедности (а бедны и убоги в этой истории почти все: все живут в лачугах с затянутыми плёнкой от кишок животных окнами, добавляют в кашу вареный лишайник и спят в одной комнатушке ради сохранения тепла) у автора очень физиологично. «Вкус дыма» для меня оказался пропитан неистребимым запахом мочи. Я понимаю, конечно, что таковы, вероятно, были реалии бедняцкой северной жизни (как и купание в чане с еле тёплой водой, откуда вынули жирную посуду, как и женская смертность в родах, как и невозможность до весны похоронить покойников в промёрзшей земле), но вряд ли скоро решусь вернуться к творчеству автора, хотя «Тёмная вода» у меня уже довольно давно на примете.

    2
    203