Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

По ком звонит колокол

Эрнест Хемингуэй

  • Аватар пользователя
    Аноним4 августа 2023 г.

    На любителя

    Пожалуй, лучшее в книге - ее эпиграф. А недостатков на мой взгляд много. Объединю их в следующие пункты:
    1) Упоение предсмертными муками быков (еще больше этого можно найти в "Фиесте").
    2) Чудовищная затянутость середины романа. Оставаясь в пределах лаконичного синтаксиса Хемингуэй выходит на толстовские или диккенсовские масштабы описательности. Было бы замечательно, если бы мы в связи с этим узнали все о ходе гражданской войны. Но нет, вместо этого автор предлагает очень подробно ознакомится с бытом и личным составом одного партизанского отряда.
    3) Безрассудство героев (Пилар, Пабло) которые совершают противоречивые, глупые поступки и произносят чудные речи. В этом безрассудстве нет надрыва, глубины героев Достоевского, но есть эпатаж, и он утомляет.


    – Почему же не быть, дочка? Когда я была молодая, у меня так плыла земля, что даже страшно было, вдруг она вся уйдет из-под меня. Каждую ночь это бывало.
    – Лжешь ты, – сказала Мария.
    – Да, – сказала Пилар. – Лгу. Это бывает только три раза в жизни. Она у тебя в самом деле плыла?
    – Да, – сказала девушка. – Это правда.
    – А у тебя, Ingles? – Пилар посмотрела на Роберта Джордана. – Только не лги!
    – Да, – сказал он. – Это правда.
    – Ладно, – сказал Пилар. – Ладно. Это хорошо.
    – Что это ты такое говорила про три раза? – спросила Мария. – Что это такое значит?
    – Три раза, – сказала Пилар. – Один у тебя уже был.

    "Плывущая земля" - прекрасная метафора, но почему земля плывет три раза в жизни? Просто потому что Пилар - эксцентричный герой. И почему эта "плывущая земля" сначала появляется в мыслях главного героя, а потом в устах Пилар? Такое гибкое художественное пространство в этом вроде бы реалистическом произведении. В итоге неуместная повторяемость девальвировало прекрасную авторскую находку.

    Единственное, что подкупает в произведении - это честность Хемингуэя, с которой он в равной степени обличает крайнюю степень жестокости, свойственную обеим сторонам гражданской войны:


    Под этот безобразный пьяный многоголосый рев люди, ломая строй, кинулись к дону Анастасио, и я увидела, как он бросился на землю, обхватил голову руками, а потом уже ничего не было видно, потому что все навалились на него кучей. А когда они поднялись, дон Анастасио лежал мертвый, потому что его били головой о каменные плиты, и никакого строя уже не было, а была орда.
    А я тем временем заглянула в окно и вижу, что в комнату полным-полно набилось людей, и они молотят дубинками и цепами, и лупят, и колют, и тычут куда ни попало деревянными вилами, которые из белых уже стали красными и зубья растеряли, и вся комната ходит ходуном, а Пабло сидит и смотрит, положив дробовик на колени, а вокруг все ревут, и колотят, и режут, и люди кричат, как лошади на пожаре. И я увидела, как священник, подобрав полы, лезет на стол, а сзади его колют серпами, а потом кто-то ухватил его за подол сутаны, и послышался крик, и потом еще крик, и я увидела, что двое колют священника, а третий держит его за полы.
    10
    553