Рецензия на книгу
Реликвия
Жозе Мария Эса де Кейрош
Аноним3 августа 2023 г.Португальский "Декамерон" или падре Амаро стыдливо опускает очи
Если Вы читали сатирические антиклерикальные работы Кейроша, забудьте и оставьте, всё это меркнет по сравнению с этим произведением.
Главный герой - снова мужчина и снова с двойным дном: Теодоро любит деньги и женщин, а на людях чтит и любит Бога, чтобы расположить к себе свою тётушку, которая одна может обеспечить его деньгами, а деньги могут расположить к себе женщин. Круг замкнулся.
Теодоро "ударяется" в религию, за день оббивает колени у порогов нескольких церквей, тайно мечтая о поездке в Париж. Но тётушка отправляет его в Палестину - привести какую-нибудь реликвию, редкие молитвы и попросить о спасении её души у гроба Господня. Делать нечего, Теодору хочется попасть в завещание тётки и едет он в Палестину.
То, какую "реликвию" он привезёт, повлияет на всю его дальнейшую жизнь.
Высмеивается в этой книге много чего: и показушная набожность, и преобладание ритуала над духовностью, и бизнес на религии. Критика была обусловлена временем, когда писалась эта книга - 19 век, пик промышленной революции, появление пишущей машинки, паровой машины, парохода, электрической лампочки... Да чего только не родила наука, заставив церковь приглушить голос протеста. Неудивительно, что Кейрош был рьяным сторонником революционных преобразований, защитником Прогресса и, как следствие, обличителем католического духовенства.
На описываемое можно посмотреть и где-то улыбнуться, потому как первостепенной целью автора является гиперболизированная сатира, но до тех пор, пока тень иронии не нависает над Священным Текстом и не превращает книгу не в обличителя пороков, а в глумление над верой.
Это противоречит моим взглядам, поэтому книгу я оценивать не буду никак - сюжет динамичный, язык писателя узнаваем, но содержание не для всех.
37325