Рецензия на книгу
Лезвие бритвы
Иван Ефремов
lyrry11 апреля 2014 г.Это очень странная книга. С одной стороны — она увлекательна, с другой — загадочна, с третьей — скучна.
Каждая история даже сама по себе, даже не связываясь с остальными читается легко, сюжет каждой достаточно интересен.
Русская часть истории — это доктор Гирин с его футуристическим и поэтому несколько не реальным взглядом на человеческую психологию, с экспериментами, результаты которых еще не интересны его современникам, он слывет чудаком. Но в то же время не только и не столько врач, увлеченный загадками человеческой психики, его познания глубоки и разносторонни: он с легкостью общается и с художниками о красоте человеческого тела, а с индийскими старцами о йоге. Его чувства к Симе прочны и надежны, как всё, что делает Гирин.
Но, кроме него, в русской части много интересных героев: это и семья профессора Андреева, и Мстислав Ивернев, молодой и талантливый геолог, и даже второстепенные персонажи настолько точно вплетены в общую канву сюжета, что нисколько не мешают развитию действия, а лишь лучше помогают лучше понять главных героев.
Эта часть, наверное, самая домашняя, только здесь автор уделяет огромное внимание жилищу героев. А еще несмотря ни на время года, ни на погоду на улице, она для меня была какой-то пасмурно-прохладной.
Итальянская линия — искатели приключений — художник-рекламщик Чезаре, его жена, ученый-красавица Сандра, капитан Каллегари, его помощник Андреа Монтуори, кинозвезда Иво Флайяно. Соединившись для поисков алмазов, они переживают удивительные приключения, которые не только обогатились, но и узнали цену настоящим отношениям. Чьи-то чувства эта поездка только укрепляет, общие беды только сплачивает героев, помогают им сильнее держаться друг за друга. А кто-то не выдерживает испытаний богатством и ревностью, и отношения разлетаются, что даже вызывает недоумение, что же всё-таки связывало героев. А новые отношения, которые возникают на месте старых, тоже ничего не дают, они так и остались намеком на возможные чувства. Если говорить об атмосфере этой части, то, конечно же, это солнце и море, и тёплый ветер, который дует в лицо.
Всё, что происходило в Индии, мрачно и дико, на первый взгляд, но настолько же завораживающе, если присмотреться лучше. Здесь на первом плане, несомненно, скульптор Даярам Рамамурти и его возлюбленная танцовщица Тиллоттама. История их отношений становится тем каркасом, на который крепятся детали остальных событий, произошедших вначале только с ними, а потом и с остальными героями книги. Ведь у Ефремова все дороги ведут в Индию.
Эта страна для многих представляется таинственной и загадочной. Именно здесь пытаются найти разгадки герои, приехавшие сюда с разных частей света. Именно попытки разгадать тайны однажды сводят их всех вместе. Непонятная корона из неизвестного металла, возможно, может влиять на сознание человека. Она вызывала интерес и ученых, и шарлатанов. Но автор всё же не раскрывает этой тайны и не дает ответы на вопросы — эта тайна еще не раскрыта учеными и поэтому говорить как бы не о чем.
Хотя, возможно, я что-то не уловила, потому что книга местами скучная — для меня было слишком много учености. Я — любитель нон-фикшна. Но нон-фикш нон-фикшну рознь. Я с удовольствием читаю то, что относится к гуманитарным наукам, но всё остальное равно китайской грамоте. А тут было много медицины и восточной философии — это не совсем мое, поэтому какие-то страницы не прочитывались, а просто просматривались. Не люблю, когда художественные книги разбавляют учеными вставками. Для меня это несовместимо, потому что от таких вещей разные эмоции и смешивать мне совсем не нравится. И еще всегда есть сомнения в научной компетенции автора, насколько он в теме сообщаемого материала. Все-таки такую информацию предпочитаю получать не из художественных источников, а других, на мой взгляд, более серьезных, пусть и научно-популярных.
В целом книга неплоха. Мне в общем-то понравилась, но мне не хватило именно художественности и мешали отступления.10119