Рецензия на книгу
Дочь есть дочь
Агата Кристи
Little_Dorrit11 апреля 2014 г.Знаете, сейчас я понимаю, что прочла спектакль. Именно так, и в этой фразе нет ошибки. Это спектакль в бумажной обложке. С самого начала, я думала, что читала уже эту книгу, но это оказалось не так. Просто дорогая Агата Кристи создала настолько реалистичную атмосферу, что внутреннее напряжение не отпускало до конца. Я не знаю, хотела ли автор превратить это в спектакль, но однозначно вышло достаточно компактно и даже можно назвать камерно. Здесь ограниченное число персонажей, и все действия фактически происходят в одном месте. В какой-то степени, это можно назвать монологом душ. Каждый персонаж ведёт свою тонкую, пронзительную линию. Это восхитительно, это завораживает.
И как бы мне не хотелось снижать оценку, но я всё же это сделаю. Это даже не придирки, это я бы сказала положительная критика, потому что сама тема и сама линия изумительна. Однако, есть здесь излишняя холодность, иногда неуместная, неотшлифованная. Некоторые ходы, например ответы Лоры смотрятся несколько выбивающимися из канвы самого текста. И немного смутило то, что книга была написана в 50х годах, и время о котором говорится в книге, это послевоенные годы. Независимо от того, под каким именем пишет Агата Кристи, это её скажем так фирменная ошибка – она не заглядывает в будущее. Наоборот, говоря о 50х годах, она использует отношения начала 20го века. Да, здесь показано, что дети уже не такие, какими были раньше и это пугает, но автор не стала эту тему развивать. Поэтому я не увидела никаких перемен и различий, словно Энн и её дочь так и застряли в 20х годах. То же самое, что с Пуаро – герои тут не стареют. Мир словно застыл в этой книге, везде вокруг события развиваются, а у персонажей нет. Именно поэтому я прямо говорю, что снимать по этой книге фильм не стоит, это должен быть обязательно спектакль, потому что именно он возьмёт изнутри всё самое значимое. Именно этот обнажённый нерв.
Сами же отношения Энн с её дочерью напомнили мне фильм «Зимний гость». Там была шикарнейшая линия взаимоотношений пожилой матери со своей дочерью. Взаимные упрёки в том, что они друг другу не дают жить, постоянно контролируя. Роль матери и дочери в этом фильме исполнили Филлида Ло и Эмма Томпсон (которые действительно являются мамой и дочкой) и это было настолько пронзительно и запоминающееся, что не нужны были никакие слова, кроме благодарности. Когда я читала книгу, я видела перед собой именно их, именно такими должны быть две этих женщины из книги. Я не могу их судить, уже потому, что сама, будучи мамой, стараюсь растянуть это наслаждение быть родителем, потому что год за годом, меняются взаимоотношения. Это уже традиция, что мальчик уходит из дома, а девочки до своей свадьбы, чаще всего остаются в доме родителей. Но что делать, когда годы идут, а ребёнок никуда не спешит и не торопится, привыкший жить на всём готовом. Кто-то назовёт эту жертвенность из книги абсурдной, но я знаю много таких примеров, когда мама просто ставит на своей личной жизни крест, чтобы выставить дочь в лучшем свете, не оттеняя её. Больно от того, что здесь отношения дошли до состояния фарса и абсурдности, но стоило поговорить и всё исчезло. Сердцевина тут как раз в том, хочешь ли ты принять позицию другого человека, или у тебя перед глазами стоят лишь твои собственные амбиции.
Это произведение я бы сказала безумно классическое, безумно правильное и эта деликатность, в дальнейшем даёт эмоциональную рану. Потому что это точно, потому что это актуально, потому что всё может быть иным, если мы не только слушаем, но прежде всего, СЛЫШИМ. Это надо не просто читать, это нужно смотреть. И зрелище это будет пробирающим до мурашек.
80698