Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дети синего фламинго

Владислав Крапивин

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2014 г.

    Первое впечатление – парафраза «Дракона» Шварца. Но есть и отличия… У Шварца Дракон – реальное живое существо, у Крапивина спрут – механизм, вид оружия, который можно выключить. У Шварца пример классической тирании, а у Крапивина – вполне демократическому правителю понравилось, что есть механизм, держащий народ в страхе. То есть в данном случае основным становится не насилие, а ложь. Здесь страх неподлинный, а вот лицемерие - подлинное. Есть природная особенность острова – синие фламинго, способные создавать эффект невидимости. Есть «крапивинские» мальчики – обычные советские мальчики лет 10 – 13 с обострённым чувством правды. И есть правитель , достигший огромного мастерства в лицемерии.
    «— Ты?! Не ври. Меня здесь никто не жалел… Ну, может быть, Ктор, да и то лишь сначала. Чуть-чуть…
    — А ты знаешь, кто такой Ктор?
    Тахомир мягко встал, провел пальцами по лицу, по груди, привстал на цыпочки…
    И превратился в Ктора.
    Кружевная рубаха, которая была ему до щиколоток, стала до колен.
    — Вот так, — слегка самодовольно сказал Ктор.
    Он думал, наверно, что мы грохнемся на пол от удивления. Но я уже много всего насмотрелся на острове Двид. Я, конечно, очень удивился, но не подал вида. А Юлька не знал Ктора и вообще ничего не понял.
    — Ну и что? — сказал я Ктору. — Значит, ты еще больше гад, чем я думал. Двуличный гад.
    — Вовсе нет, — с достоинством возразил Ктор. — Не в этом дело.
    Правитель не имеет права быть снисходительным и добрым, а у меня мягкий характер. Вот я и научился превращаться, чтобы проявлять доброту…
    Между прочим, в глубине души я ненавидел Ящера, да!»

    Так что ситуация на острове Двид не имеет никакого отношения к сталинизму, который мучил Шварца, зато явно напоминает современные буржуазно-демократические правительства с ядерным оружием. Кто бы мог в тот лохматый 1981-ый год написания повести понять, что это о постсоветской реальности? Тогда СССР казался вечным… Хотя советским людям, скорее всего, всюду мерещился их КГБ, в том числе и в этой повести. Поэтому мне, например, в первый раз знакомства с повестью все в ней показалось неестественным. Другое дело сейчас - ясно, о какой реальности идет речь. И ясно, что хочет сказать автор: что мещане всегда ищут способ жить бездумно и поэтому ненавидят свободную фантазию, что детские мечты о рыцарских подвигах далеко не всегда пустые, что древние легенды не ложь, а самая что ни на есть правда, которую когда-то было «удобно» забыть (сейчас много появилось примеров, что исторические факты «удобно» забывать, и их стараются вычеркнуть из школьной программы), что главное в жизни доверие, и синие фламинго – воплощение мудрости природы в повести – поддерживают именно тех, кому можно доверять.
    Не могу сказать, что повесть добрая. Как вспомню ожесточенность Юльки Гаранина - ну что тут хорошего? Как обычно у Крапивина, герои сталкиваются с тяжелым нравственным выбором в юном возрасте. И решают эту проблему в духе подросткового максимализма.
    Тем не менее чтение повести порождает очень светлое впечатление, скорее всего благодаря тем дружеским, доверительным отношениям, что возникают в компании детей, в которую попал Женька Ушаков после побега. Все-таки хочется надеяться и верить, что такие отношения возможны, что они бывают в жизни…

    8
    208