Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жареные зеленые помидоры

Фэнни Флэгг

  • Аватар пользователя
    BlackGrifon30 июля 2023 г.

    Давным-давно, в далекой стране…

    Написать о вымышленном городке так, чтобы получился исторический роман? Это удалось Фэнни Флэгг с книгой «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок». Искренность и непосредственная оригинальность повествования делают роман настоящим немеркнущим хитом даже спустя десятилетия. Конечно, когда он вышел в 1987 году, то воспринимался как как телевизионный сериал о соседях. И хотя время на календаре давно отмоталось назад, актриса и мастер душевных историй ухватила все главное, от чего лихорадит современную литературу до сих пор. Только сделала это столь изящно, уютно, поэтично, увлекательно и доступно для безграничной аудитории, что щемит сердце и безоговорочно влюбляет в далеких и незнакомых обитателей не существующего на 1986 год, да и никогда не существовавшего городка Полустанок близ Бирмингема, штат Алабама. И переводчица Дина Крупская сделала этот текст доступным и заразительным для русскоязычного читателя с безукоризненной атмосферой, разнообразием интонаций и правдивостью.

    Сюжет Фэнни Флэгг банален и типичен для романов, предназначенных домохозяйкам, рассылаемых «Ридерз дайджест». Это знакомые ингредиенты и даже блюда, которые готовят в кафе из заглавия. Но рецепт у писательницы свой. И аптекарская дозировка эмоций, настроений, наблюдений, размышлений за жизнью десятков людей, уместившейся в три четверти столетия. Первое, что обращает на себя внимание – композиция. Все, что нам известно о событиях на протяжении романа, изложено несколькими корреспондентами. Здесь и заметки в газетах, и датированная хроника неизвестного повествователя, а главное – рассказ свидетельницы событий Нинни Тредгуд в доме престарелых случайной знакомой. При этом действие в настоящем движется линейно: Эвелин Коуч навещает свою свекровь, с которой у нее трудные отношения, и нечаянно знакомится с одной из постоялиц. И рассказы миссис Тредгуд о десятках уже покойных обитателей Полустанка меняют жизнь Эвелин с намечающейся депрессией, трудностями с избыточным весом и другими житейскими, но важными для каждого человека проблемами. А вот остальные события излагаются в обманчиво хаотическом порядке. На самом деле Флэгг с изумительным мастерством и драматизмом выстраивает повествование, заставляя читателей неистово сопереживать трагическим и комическим эпизодам, целым судьбам, переплетающимся с космической закономерностью.

    И вот еще какая пленительная загадочность писательской манеры Флэгг – кто же главный герой романа? Эвелин Коуч, обретшая смысл жизни? Или ее неутомимая собеседница Нинни Тредгуд – уходящая в вечность старушка с филигранно выписанными чертами характера и манерой речи? Может, эксцентричная хозяйка кафе Иджи, вокруг которой и разворачиваются все самые веселые и тревожные события Полустанка? Не менее важны для этого мира бродяги, взрослеющие дети, безымянные кукукслановцы и даже казненный бандит, чье тело однажды провезли через станцию… Подвижная, скрипящая на швах композиции из рассказов, заметок, записей история – на самом деле цельная, полнокровная, исцеляющая и вдохновляющая.

    Историчность «Жареных зеленых помидоров…» не только в отдаленном от читателя времени действия (хотя для некоторых на момент первой публикации оно еще вполне укладывалось в человеческий век). Реалистичность создается вниманием к мельчайшим деталям быта, нормам поведения, социальной иерархии. Правдоподобность передается даже через продакт-плэйсмент – упоминаемые в романе бренды существуют до сих пор. Трудно отделаться от ощущения, что все происходило на самом деле и не восстановлено по документам, хотя на долю героев выпало немало авантюрных приключений с трагикомическим исходом. Флэгг почти всех персонажей создала с безграничной любовью (за исключением нескольких уж совсем сериально выпуклых негодяев). Но она их не жалеет, не уготовила им идиллическую и комфортную судьбу. Все испытания они переносят так, что уходит страх перед жизнью, желание сдаться перед несправедливостью, будь это человеческих рук дело или произвол высших сил.

    А важных тем, острых тем, поднимаемых Флэгг, немало. И сделано это без эпатажа, без истерики и кликушества, которые поразили большинство современных «актуальных» текстов. Расизм и неравенство полов, домашнее насилие и воспитание детей – младенцев, подростков, инвалидов, любовь и предательство, социальная несправедливость и борьба с системой. Каждый день, проведенный в Полустанке – это радость и испытание, наполненный вещами, чувствами, откровениями. Конечно, они кажутся эпичнее, чем переживания Эвелин Коуч – в этом снова потрясающая интуиция писательницы. Но и ее дар читателям – учиться принимать себя, а значит и окружающий мир, чтобы были силы исправить хотя бы свою судьбу. И, конечно, равняться на тех, кто жил и выживал в менее комфортной исторической среде, но оказывался красивее, мудрее, благороднее. И это приметы уже другого жанра, в который Флэгг не уходит, не позволяет банальности испортить мифический вкус жареных зеленых помидоров.

    15
    566