Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение в Брайдсхед

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2014 г.

    «Возвращение в Брайдсхед» - уже само название говорит о том, что одной из главных тем романа станет тема памяти, прошлого.


    «Хорошо бы всюду, где был счастлив, зарывать в землю что-нибудь ценное, а потом в старости, когда станешь безобразным и жалким, возвращаться, откапывать и вспоминать».

    Для главного героя книги Чарльза таким осколком прошлого становится Брайдсхед – поместье семьи Флайт, с которой его связывают особенные отношения. Первый раз он приезжает в Брайдсхед совсем юным студентом Оксфорда и видит его во всем великолепии - с огромным фонтаном, величественными комнатами, домашней часовней. Последний раз он попадает туда больше чем через 20 лет, разочаровавшимся в жизни тридцатидевятилетним капитаном. Брайдсхед тоже уже не похож на себя - фонтан обтянут колючей проволокой и забросан окурками, камин разбит, рисунки, сделанные когда-то Чарльзом на стене комнаты, погублены. И это практически уничтоженное случайными людьми поместье становится символом всего романа. Это история разрушения – разрушения целого мира и отдельно взятой семьи. Мы знакомимся с ними – взрослым ребенком Себастьяном, красавицей Джулией, остроумной девочкой Корделией, и с самого начала понимаем, что что-то в этой семье не так. Постепенно, словно мозаику, мы собираем их историю, видим их судьбу и осознаем, что и здесь царит разрушение и запустение. И, как финал, понимание, что семья почти исчезла, нового поколения у нее нет. Но могло ли быть иначе и кто виноват в том, что произошло? Мать, которая «всю свою жизнь пользовалась сочувствием всех людей, но не тех, кого любила»? Или время, постепенно разрушавшее привычный им мир? Или это был личный выбор каждого? Однозначного ответа нет, по крайней мере, мне его найти не удалось.


    «Целых десять мертвых лет после того вечера меня влекло вперед по дороге, внешне изобилующей событиями и переменами, но за весь этот срок я ни разу … не ожил до конца, как я был жив, когда дружил с Себастьяном».

    Чарльз буквально околдован семьей Флайт, хотя семьей в настоящем значении этого слова их назвать нельзя, так же как Брайдсхед нельзя назвать настоящим домом. Дружба с Себастьяном, любовь к Джулии – в какой-то момент я поймала себя на мысли, что не удивилась бы, если бы у Чарльза появились чувства к повзрослевшей Корделии. Он влюблен словно во всю семью сразу, и если его дружба и почти влюбленность в Себастьяна становится предтечей любви к Джулии, то что же тогда любовь к Джулии? Путь к чему?

    Конечно, невозможно рассуждать о романе, оставляя в стороне религиозную тематику. Познакомившись с биографией Во, я поняла, что для него эта тема была очень личной и, чтобы глубже понять ее, надо больше узнать о самом авторе.

    Во - удивительный мастер слова. Одной фразой, одним предложением он умеет так передать атмосферу, что ты невольно переносишься в описанное им место.


    «Повсюду – в садах, на булыжниках, на гравии, на газонах – лежали опавшие листья, и дым костров смешивался с влажным речным туманом, переползающим невысокие серые стены; каменные плиты под ногами лоснились, и золотые огни, один за другим загоравшиеся в окнах нашего двора, казались расплывчатыми и далекими; новые фигуры в новеньких мантиях бродили в сумерках под темными сводами, и знакомые колокола вызванивали память прошедшего года».

    В романе присутствует и знаменитая ирония автора, но в целом настроение романа остается грустным и спокойным. Это спокойствие обреченного, который видит, что его мир катится в никуда, но он ничего не может поделать, чтобы остановить его. И вместе с тем – это светлое воспоминание о былом, та самая внезапно найденная ценность, позволяющая вспомнить об ушедшем времени.

    5
    65