Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поселок

Кир Булычёв

  • Аватар пользователя
    Memfis27 июля 2023 г.

    Приключения колхозников-шовинистов на необитаемой планете

    Я не любитель подхода "я один не смотрю Игру престолов?" и прочих заявок на уникальность через "всем нравится, а я один такой особенный иду против общественного мнения", но честно не понимаю, откуда столько восторгов от этой книги. Когда её начали советовать буквально все вокруг, и я наконец взялась за чтение, я предвкушала, что у меня наконец случится пополнение в топе самых-самых любимых книг, но в итоге не смогла даже дочитать её до конца. Как фантастика книга кажется мне откровенно слабой, как психологическая драма - тем более, как идеологическая пропаганда с огромной долей мерзейшего сексизма - может быть, но разве можно книгу за это любить?..

    Что понравилось:

    - необычная космическая робинзонада: члены экипажа разбившегося корабля пытаются выжить на планете с крайне агрессивными условиями - буквально всё, начиная от погоды и заканчивая невинными на первый взгляд растениями, пытается их убить и / или сожрать

    - читается очень легко - я не знала, что это юношеская фантастика, и готовилась читать какой-то серьёзный драматический роман, но язык у автора оказался достаточно простой, подходящий даже детям

    - некоторые поднятые темы: "пусть одичаем - зато выживем" против "выживать нужно не только физически, но и духовно / интеллектуально, оставшись при этом людьми", "нужно пытаться двигаться дальше" против "зачем, не жили хорошо - нечего и начинать", размышления о том, какой на самом деле маленький налёт цивилизации у человечества и как быстро буквально следующее поколение приспосабливается обратно к дикой жизни за неимением этой самой цивилизации. Это очень интересные и ёмкие вопросы

    - сцена, где Олег добирается до каюты, где он родился, и как будто путешествует во времени, видя себя одновременно и младенцем, и взрослым

    - "если мы не запустим воздушный шар сейчас, то через поколение мы придумаем себе богов, которые запрещают нам летать, и будем считать это логичным и само собой разумеющимся"

    - "без истории люди перестают быть людьми"

    - "язык у нового поколения не беднеет - он изменяется и приспосабливается"

    Что не понравилось:

    - душное морализаторство, постоянное повторение одних и тех же истин в лоб - читателю не дают дойти до них самостоятельно, не дают каких-либо интересных моральных дилемм. Тебе буквально говорят, что вот этот хороший, а вот этот плохой. Очевидно Олег выступает как символ прогресса и новаторства, а Дик - как символ регресса и стагнации, и автор из страницы в страницу постоянно повторяет это, снова и снова, если мы вдруг забыли: надо не быть Диком, надо быть Олегом, Дик - плохо, Олег - хорошо, главное не превратиться в Дика, превращаться в Дика не надо. Я хочу просто разных персонажей, их характеры и поступки, а уж кому симпатизировать - хотелось бы самой разобраться, без вот этого "вон те - тупые дикари и дегенераты, а вот эти - светочи в местном тёмном царстве, тех не люби, этих люби"

    - персонажи-картонки, которые никак не развиваются и не изменяются на протяжении всего повествования. Особенно это касается женских персонажей - но об этом отдельно расскажу ниже

    - немного странно, что предметы называются своими именами и тут же даётся уточнение, что на самом деле герои пока ещё не знают, как это называется. Например, Олег находит в какой-то из кают шахматы, и это написано как "Олег нашёл шахматы, но он тогда не знал, что это шахматы, он подумал, что это просто фигурки животных". Или там "он попробовал сгущённое молоко, но только потом узнал, что оно так называлось". Почему бы просто не описывать эти вещи с точки зрения Олега, который не знает им названия и применения, неужели читатель не догадался бы сам, что резные чёрно-белые фигурки животных - это шахматы, а что-то сладкое и тянущееся внутри консервной банки - это сгущёнка?..

    - у части персонажей зачем-то иностранные имена, но общаются все на одном языке и менталитет у всех чисто советский. Видимо, это какой-то тонкий намёк на то, что советы в будущем захватили всю Землю, но выглядит как фанфик маленькой девочки, которая пишет про Майклов и Джонов из Нью-Йорка, но не вытягивает по скиллам, и её персонажи ведут себя как Пети и Васи из села Нижние Подмышки

    - Луизу почему-то стабильно описывают как толстую, громадную, большую, понимаете, жирную. Я не помню ни одного упоминания этого персонажа без прилагательного, указывающего на её размер, - и это не играет никакой роли в сюжете, это просто есть, причём подаётся с какой-то негативной окраской. У меня нет проблем с лишним весом и не то чтобы я лично ущемилась с этого, но смотрится странно - как будто в светлом мире будущего полным людям просто нет места

    - в каком-то бесконечно далёком мире будущего у них там в космос посылаются исследовательские группы строго одного пола - а то мало ли что. Это очень странно выглядит с учётом того, что на той же МКС работают космонавты вполне себе двух полов и на удивление они там совсем не размножением заняты, а в СССР вообще секса не было же, чего они там опасаются при отправке разнополой экспедиции - непонятно

    - в первой половине книги часть жителей посёлка шла к некому далёкому и очень опасному перевалу, где разбился их корабль, чтобы добыть новых припасов. Путешествие описывалось как жутко тяжёлое и с огромной вероятностью смертельного исхода, но в итоге дошли достаточно легко без супер страшных превозмоганий. После этого путешествия начинается тягомотина с воздушным шаром, вводятся новые персонажи - такие же бесящие картонки, как и старые. Лично мне было бы интереснее прочитать целую книгу о тяжёлом и опасном пути к перевалу, потому что после завершения квеста с перевалом темп книги сильно проседает

    Так вот, несмотря на все минусы эту книгу вполне можно было бы дочитать и поставить какую-нибудь четвёрку - если бы не одно большое “но”. На каждой, буквально каждой странице автор демонстрировал какую-то особо изощрённую ненависть к женщинам. Я отнюдь не воинствующая феминистка, но не замечать всё это просто невозможно. Очень удивлена, что всё это выдал не кто-нибудь, а автор цикла про Алису Селезнёву! Просто для сравнения, как раскрывают персонажей в нескольких первых главах.

    Мужские:

    • тонкий эстет и мыслитель, учёный, который переживает об упадке культуры маленького сообщества вдали от основной цивилизации
    • смышлёный парень, который хочет помочь учёному, интересуется наукой; учёный видит именно в этом парне будущее всего посёлка
    • суровый и сильный выживальщик, отлично умеет охотиться, буквально чувствует опасность каким-то местным паучьим чутьём, без проблем выходит раз на раз с местной флорой и фауной
    • интеллигентный и прошаренный во всех сферах мужик, который заботится обо всём поселении и не теряет надежды на спасение

      Женские:

    • девчонка, которая постоянно тупит, визжит и попадает в опасность, откуда её спасают сильные и классные мужчины, ноет, что у неё подпорчено личико (в мире, где внешность давно ничего не значит вообще), главная суперспособность - умеет готовить, немного разбирается в местных растениях и нравится сразу двум мальчикам
    • мать одного из главных героев - в прошлом физик-теоретик: типичная деревенская клуша, либо плачет, либо очень старается не плакать, квохчет над сыночком, "голосит", "падает в обморок", вечно депрессирует и страдает, уверена, что всему конец, этого не избежать, надо лечь и помирать
    • женщина, которая была крутым учёным (кажется, астрофизиком), но потом приключилась вся эта история с посёлком, а она ещё и по случайности ослепла, поэтому постоянно набрасывает в стиле той уточки из анекдота "конееечно, кому я такая нужна, бросьте слепую несчастную женщину, конееечно, у вас-то глаза вот есть хотя бы, конееечно, никто не принесёт бедной слепой женщине воды, конееечно, принесли стакан воды только потому что жалеют бедную слепую женщину, вот сюда поставьте"
    • больная и слабая девушка, которая по непонятным причинам описывается от лица одного из мужских персонажей как неприятная личность, от которой хочется поскорее свалить подальше
    • толстая боевая тётка, вроде полезная и бравая, но толстая и чёт как будто мужик, поэтому тоже какая-то фу и подаётся скорее в неодобрительном ключе
    • ещё какие-то женщины на фоне, которые причитают / истерят / штопают бойцам трусишки / варят на всех еду / рожают детей пачками

      Я всё думала, что может я как-то придираюсь, может сейчас случится какой-то переломный момент? Но только я начинала думать о том, что вроде не всё так плохо, как вылезало что-нибудь такое, от чего мой стул снова воспламенялся. То мать Олега лежала с радикулитом, и Олегу ПРИШЛОСЬ САМОМУ СЕБЕ РАЗОГРЕВАТЬ ЕДУ, вот прям так и написано - пришлось, мол, эта женщина разленилась и свои женские обязанности по обслуживанию не исполняет. У какой-то третьестепенной героини случилось "женское одиночество" (с), потому что её мужик погиб на пути к перевалу, и она начала бегать за каким-то другим свободным мужиком, и это всё так описывается... Немного мерзенько, как будто пока остальные какими-то важными делами заняты типа электроники или инженерии, по посёлку бегает озабоченная нимфоманка, хватает мужиков и принудительно делает им сну-сну. Та больная и слабая девушка Лиз, которая Олегу постоянно кажется неприятной, оказывается неприятная потому что красивая и ей нравится её внешность, а ещё ей нравится Олег - и она не стесняется это показать. Это всё описывается в таком осуждающем тоне, как будто она при каждой встрече просто раздевается и запрыгивает на Олега посреди всего посёлка. Олег в одном из эпизодов лежит на кровати и через стенку слушает, как его мать и Лиз разговаривают свои ЖЕНСКИЕ РАЗГОВОРЫ - цитирую, "вещи пустяковые, которые явно не стоили того, чтобы обсуждать". Тупые бабы обсуждают рецепты и других людей, а могли бы вообще-то полёты к звёздам обсуждать, а не вот это всё. При этом мать Олега - на минуточку физик-теоретик, а не колхозница, которая "аааыыааа рецепты борща мужики сплетни истерики", но почему-то в посёлке в эту самую колхозницу превратилась. Нам не показывают вот эту деградацию из великих умов в колхозников - такое ощущение, что просто взяли кучку колхозников и отправили в космос; у них изначально менталитет деревенский, и это никак не меняется. И это касается только женщин - мужчины ностальгируют по звёздам, пытаются что-то там изобретать, жалеют об упадке их маленькой цивилизации, на худой конец сражаются с местными хищниками и добывают еду, а женщины на этом фоне постоянно рыдают / истерят / тупят / готовят / размножаются и всё, больше они ничем не заняты.

      Во второй части книги завезли ещё троих персонажей - группу исследователей (по УЖАСНОЙ случайности разнополую), которая прилетает на планету, где расположен посёлок, - но про посёлок они пока не знают, просто прилетели с научной миссией. Расклад по женщинам такой: милая кроткая девушка подай-приготовь-принеси (явно одобряемая автором) и сильная женщина - капитан экспедиции, которую автор клеймит как узколобую мегеру только за то, что она старается следовать инструкциям в целях безопасности, отказывается поддерживать тупой юмор коллеги и запрещает брать с собой в экспедицию всякую ерунду типа фильмов, потому что каждый килограмм лишнего веса - это лишняя проблема, и лучше взять что-нибудь полезное. Что до мужика по фамилии Павлыш - это, по всей видимости, альтер-эго автора. Он дофига шутник к месту и не к месту (чаще всего - не к месту), считает себя правым во всём и всегда, всеми руками за безалаберность в стиле “пойти в незнакомую атмосферу и снять там скафандр, а чо будет-то” (он кстати биолог), “раздолбать геологический зонд, который запустила коллега, потому что принял его за живое существо” (он всё ещё биолог) или “взять с собой в экспедицию кучу фильмов вместо полезных вещей и нужных приборов” (ну подумаешь место займут, чо вы все скучные такие). Павлыш считает свою безалаберность чем-то крутым и прогрессивным и постоянно противопоставляет себя "консервативной" и "зашоренной" капитанше (а заодно - и здравому смыслу). Тихой скромной подай-принеси женщиной он в принципе доволен, а вот про капитаншу постоянно рассуждает в таком ключе, что эта тупая баба просто не выкупает его потрясающих рофлов, а то, что она этого дурачка выручает из всех нелепых ситуаций, в которые он попадает по своей дурости, и потом отчитывает его за это, он комментирует как “она просто меня боится на самом деле, поэтому старается напасть на меня первой”(!). Ну и вишенка на торте - в разговоре с тихой кроткой подай-принеси он говорит о капитанше, что “детей бы ей надо, штук пять”. Кстати, в экспедиции на троих человек готовят и накрывают на стол исключительно женщины - Павлыш занят только самолюбованием, тупыми шутками, попытками поднасрать капитанше и потом обидеться на её справедливое возмущение, а также рассуждениями, что эх, мужика бы надо всем обиженным женщинам, а то вон они как на меня кидаются.

      Я почитала другие рецензии и вижу, что не одна я это всё заметила, - поэтому склоняюсь к тому, что всё-таки это и правда есть, а не моё какое-то больное воображение вывернуло всё в неправильную сторону. Также из чужих рецензий я вычитала, что супербиолог Павлыш примет воздушный шар за местную флору или фауну, а обе женщины из его экспедиции конечно же в него влюбятся. Не люблю бросать книги на середине, но читать эту мерзость дальше выше моих сил.

    Содержит спойлеры
    36
    767