Рецензия на книгу
Алмазный век, или Букварь для благородных девиц
Нил Стивенсон
Аноним7 апреля 2014 г.В начале были пистолеты, вживляемые в голову, и искусственные острова. И это было похоже на многие другие фантастические романы о будущем. Дальше были гопники и неблагополучные матери с сожителями-алкоголиками, и это было как в любом современном реалистическом романе. Потом появились дирижабли, цилиндры и слово "викторианский", и тут уже стало интересно (мы все еще читаем о будущем). И наконец, обнаружилось, что в этом мире имеются Линии Подачи - что-то вроде трубопроводов, по которым упакованные атомы серы, фосфора и углерода приходят в каждый дом, и посредством матсборщика превращаются в мебель, еду и одежду. И тут книга стала вообще замечательной, потому что напомнила про Загрузочные Башни из Blame! .
Основной упор в смысле фантастичности здесь делается на нанотехнологии, и не такого ожидала я от киберпанковской книги. Ведь киберпанк - это когда персонажи всю книгу подключены к виртуальной реальности, причем обязательно через разъем в голове, нет? Так что назову эту книгу гордым именем "нанопанк", как сделали до меня тысячи человек. Так вот, благодаря нанотехнологиям, стали возможны экстравагантные казни (в человеке взрывается множество микробомбочек), передача данных между людьми через обмен жидкостями (именно то, о чем вы подумали), и сборка чего угодно из атомов, а отсюда один шаг до создания Линий Подачи. Система Подачи централизированная, что очень многих не устраивает - это приведет к народным волнениям, терактам и бесперебойному экшену под конец книги.
Будущее по Стивенсону наноштучками не ограничивается. У него люди объединяются в сообщества - филы, причем Новая Атлантида притворяется Викторианской Англией, а Прибрежная Республика - Китаем примерно конца 19-го века (Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут). Игры и фильмы имеют эффект полного погружения (вот он киберпанк родимый!). Очень много и интересно про работу полиции, рекламу, бордели, театры и суды. А еще титульный Букварь с его сказочками. Это сложная обучающая система, которая должна воспитать из маленькой девочки будущего лидера. Копия этой штуки случайно попадает к Нелл, девочке из самых социальных низов - это пусть будет основная сюжетная линия. (Кстати, наблюдается интересная закономерность: у одной девочки Букварь был просто воспитателем - и она сбежала из дому и давай бунтовать. Вторую посредством Букваря воспитывал отец - и она впала в депрессию, а потом стала актрисой. А третья получала от Букваря материнское воспитание и стала царем горы. К чему бы это?) И, конечно, не обойдем вниманием робобылу - искуственную лошадь. Тут есть дирижабли, моторолики, всякие ходилки, велосипеды, мотоциклы и машины, да и живые лошади никуда не делись. Но Стивенсон берет и создает робобылу - просто чтоб была.
В общем, мир этот избыточный, и все, что имел сказать автор, в книгу не впихнулось. Многие персонажи исчезают из повествования внезапно (серьезно, развернулся и убежал), и спасибо, если нам расскажут, что с ним стало потом. Особенно обидна пропажа судьи Вана с помощниками, да и не очень понятно, что стало с Хаквортом. И концовку хотелось бы подробнее. Но это было отличное чтение, и оно теперь требует повторения/продолжения.
Самое же интересное, что действие романа происходит в 21-м веке. То есть у нас есть все шансы увидеть Линии Подачи и дирижабли своими глазами.
6107