Рецензия на книгу
Дети Ананси
Нил Гейман
Аноним6 апреля 2014 г.В поисках жанровой конкретности.
Прежде чем подойти к изучению какого-либо объекта, необходимо разобраться в терминологии. Что касается творчества Нила Геймана, то здесь ключевым для меня являлось соотношение двух жанров: фэнтези и «сказки для взрослых», если честно, то я не совсем уверена, что второе имеет место быть как самостоятельный жанр. Если позволите, рассмотрим подробнее, результат поисков в просторах интернета определения жанра:
«Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.»
Тут вроде бы все понятно, хотя наличие в определение, такого элемента, как сказочный мотив, наводит на мысль, что может фэнтези и сказка для взрослых тождественные понятия. Идем дальше:
«Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.»
Ничего не скажешь, в романе «Дети Ананси» полно сверхъестественных явлений и существ, но произведение трудно рассматривать как историко-приключенческий роман, и уж тем более, это не близко к Средневековью.
«В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они (мифические герои, и прочее волшебство) являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.»
Вот тут небольшая загвоздка, как понять норма ли волшебство, которое творит Паук в «Дети Ананси»? Впрочем, если судить по поведению Толстого Чарли, которого все эти магические штуки пугали и удивляли поначалу, волшебство Паука – не норма описываемого мира.
По правде говоря, ситуация сложилась неоднозначная. Конкретно, «Дети Ананси» все-таки больше сказка для взросых, чем фэнтези. Но однозначной оценки не может быть, ибо элементы обоих жанров присутствуют в романе. Не судите меня строго, я не филолог, а это просто маленькое исследования в попытках понять творчество Нила Геймана.P.S. Сам Гейман описывает свое произведение так: «Страшная история забавного рода: не совсем триллер, не вполне хоррор и не очень подходит под определение книги о привидениях (хотя как минимум одно там есть) или романтической комедии (хотя там случается несколько романов)». Даже у автора возникли некоторые проблемы с отнесением своего романа к той или иной категории.
P.S.S. Я не вполне осталась довольна романом. Осталось чувство непонимания. И впечатления о Ниле Геймане спорные, а посему продолжу знакомство с его творчеством.1460