Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
ArmenMadoyan24 июля 2023 г.У каждого из нас своё ананке
Имя великого французского писателя Виктора Гюго на слуху каждому человеку на земле, а его произведения «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные» считаются жемчужинами мировой литературы. По «Собору» поставлен великолепный мюзикл, снят прекрасный мультфильм «Горбун из Нотр-Дама», а имя героя-горбуна Квазимодо стало нарицательным олицетворением уродства. Но об этом ли писал Гюго или что хотел сказать нам этим романом?
Виктор Гюго родился в 1802 году в Безансоне, а умер в 1885 году в Париже. Он был сенатором Франции от департамента Сена (1884-1885), а также членом Французской академии (с 1841, кресло N14). Гюго был женат на Адель Фуше, но всю жизнь имел любовные приключения, из которых выделяется связь с Жюльеттой Дрэй, с которой он даже ехал в путешествие. После возвращения одного из таких путешествий Гюго узнает, что его старшая дочь Леопольдина погибла катаясь на лодке. Этот промежуток жизни для Гюго является переломанным, после чего и рождаются его многие шедевры. В литературном мире Гюго имел идола в виде писателя Шатобриана, и как сам говорил он: «Я буду Шатобрианом, или не буду никем». В итоге он стал лучшим писателем французской литературы.
«Собор Парижской Богоматери» это первый исторический роман на французском языке, который был впервые опубликован в 1831 году. Роман олицетворяет с собой историю одного из самых выдающихся творений человеческих рук, а именно историю Собора Богоматери (Notre-Dame de Paris). Ведь, как говорил сам Гюго, главным героем романа является сам Собор. Как и все творения Гюго, «Собор» тоже история про рок, судьбу человека, про его «ананке» (древнегреческий). Ведь собственно роман начинается именно с того, что автор на Соборе Богоматери находит именно эту надпись. Гюго жил в те времена, когда писателям платили за объем произведения, за то, сколько слов было там написано. То есть, чем больше слов в книге, столь много денег и получит автор. Мы обязаны этому обстоятельству за то, что получили столь прекрасный литературный шедевр. Ведь для Гюго писательство была работой, он только этим и зарабатывал на жизнь. Книга написана идеальным литературным языком , в результате, которого читаешь столь большой объем очень легко, быстро и главное с большой охотой. В первой главе Гюго очень долго, тщательно и во всех красках рисует приход послов, церковников и других светских лиц в Париж. В продолжении главы идет избрание папского шута в виде самого уродливого человека - звонаря собора Квазимодо. Отсюда и простой вывод - Квазимодо своим уродством бросает вызов обществу и миру сотворивший его. Одновременно Гюго рассказывает о другом Париже, а его части под названием Двора чудес, где проживают парижские нищие и разбойники. Этот аналог Гюго показывает как многогранна наша жизнь, что под масками счастья прячется горе, и наооборот. Вся книга пропитана, как сказано выше, понятием «ананке», которая дарована свыше. Весь сюжет, который мается от а до я, связан с роком и читатель в конце это осознает. Вот и в чем величие Гюго. Он пишет так прекрасна, как спокойная река, несет читателя по мелочам, ведет за собой и в конце эта же река делает такой водоворот, что приводит читателя просто в восторг. В «Соборе» собраны все черты людского существа. Уродство Квазимодо спасает красоту воплощенная в Эсмеральде. И этот факт, опять таки, показывает всякие условности, которые ставит перед собой сам человек. В конце, когда находят скелет Квазимодо обнявшую скелет Эсмеральды, читатель проживает состояние катарсиса, из которого выход будет очень трудным.
«Собор Парижской Богоматери» - это роман на века, которую нужно анализировать на уровне квантовой механики, поскольку эта книга про существование, про жизнь, про смерть, про человеческий рок, про наше АНАНКЕ……….
6256