Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    anatolmedvedev23 июля 2023 г.

    Сто лет которые не повторятся

    Надо признать, что не такое уж большое количество книг я считаю обязательными к прочтению. «Сто лет одиночества» Г.Маркеса абсолютно точно входит в этот список. Это мрачная, душная, горькая книга, пропитанная болью и одиночеством от самого начала и буквально до последних предложений, но... Можно бы сказать, что дальше будут спойлеры, но поверьте, даже если вы знаете сюжет досконально, это не помешает вам прочитать эту книгу повторно и вновь насладиться.

    Сразу скажу – книга не для ханжей, которые по-пуритански хотят запретить все, где упоминается интимная близость. Но лично для меня вся та пошлость, которая присутствует в книге, вообще не мешает воспринимать историю, а напротив - очень остро подчеркивает ее.

    Закончу со вступлениями. Итак, перед нами трагикомичный фарс с элементами мистики и символическая притча в одном лице, исполненные в стиле семейных рассказов о легендарных предках. Определить иначе эту книгу я не могу, и мне кажется, она одинока в своей жанровой принадлежности – ничего подобного я не встречал. Что-то похожее можно найти у Умберто Эко в его романах «Баудолино» и «Остров накануне», но все же не в такой дикой смеси. У Маркеса к тому же вся книга пропитана удивительным и чуждым для русского человека латиноамериканским менталитетом.

    Определившись с жанром, хочется сказать, что само построение книги характерно для притчи – весь сюжет закольцован, но количество кругов, которые делают персонажи Маркеса, неимоверно. И даже его герои понимают, что ходят по кругу, и тем самым чуть ли не ломают четвертую стену. Ведь казалось бы, сила притчи в том, что она не говорит нам в лоб о том, что она притча, мы сами ее таковой определяем, однако Маркес не стесняется сообщить в лоб, что имена повторяются – этого и слепой не смог бы не заметить. Но именно ослепнув, одна из героинь этого романа начинает видеть гораздо больше, чем видят зрячие.

    О чем же этот роман? Честно признаться, я понятия не имею, что хотел сказать Маркес. Зато я могу сказать, что увидел в нем ваш покорный слуга. И здесь прямо-таки иллюстративно толкует эту книгу песня группы Комба БАКХ - «Без любви все ничто». Главный порок семейства Буэндиа – блуд. Практически все они находятся в бесконечном влечении страсти, которая приводит их к отношениям, в которых нет и не может быть любви. И награда им – одиночество. Пожалуй, это как раз то, что находится на виду и написано простыми словами. Читателю жалко бесконечных Хосе Аркадио и Аурелиано, и всех остальных вместе с ними. Читатель уже не помнит, кто из них кто – но жизнь каждого из них трагедия. С какого-то момента начинаешь догадываться, что произойдет, просто потому что все они ходят по кругу и повторяют ошибки друг друга. И речь не только о блуде – есть здесь и тщеславие, и обжорство, и гнев, и зависть, и предательство. Буэндиа сами пугаются себя, но ничего не способны с этим поделать. А не могут, потому что не умеют любить, и мало кто, попадая к ним в дом со стороны, умудряется избежать их участи, будто заражаясь, как бессонницей, полной неспособностью к любви.

    Этот роман читается по-разному в разном возрасте. В юношестве я совершенно не обращал внимание на некоторую простоватую откровенность повествования и, конечно, очень сильно сопереживал персонажам. Ведь я, как и любой подросток, чувствовал себя одиноким, а значит, таким же, как все герои этой книги. И поэтому каждый из них был для меня родным. В юношестве эта книга утешила меня, поскольку четко дает понять юному читателю, что он на самом деле любим.

    Теперь я смотрю на семейство Буэндиа иначе и понимаю, где я допустил ошибки, схожие с теми, что допустили они, где нет. И понимаю, что моя жизнь в самом деле наполнена любовью. Эта книга будто задалась целью убедить читателя, что он не трухлявый пень, а человек, который умеет любить, потому что на фоне персонажей книги, мне кажется, почти любой найдет в своем сердце нечто такое, чего у Буэндиа нет.

    Есть еще одно любопытное прочтение этой книги, которое открывается с возрастом. Известный психологический феномен, что дети часто повторяют ошибки своих родителей, поколение за поколением живет в одном «жизненном сценарии». И появляется желание проанализировать свое поведение не относительно книжных героев, а относительно своих родных и близких. А сумел ли ты не повторить их ошибок? Или наделал еще больше своих? Нет ли в жизни вашего рода такого же хождения по кругу, как в злосчастном семействе Буэндиа?

    Есть в этой книге немного о политике и войне. Война рассматривается скорее как нечто будничное, будто ее можно просто так развязать, проиграть, а потом как ни в чем не бывало вернуться домой. Война и политика здесь показаны нарочито бессмысленными, банально неизбежными и совершенно неспособными в действительности повлиять на героев.

    Ну, и напоследок, хочется вернуться к замыслу книги. Без любви – все ничто. Без любви ничего не имеет смысла. Поэтому Маркес стирает с лица земли семейство Буэндиа ровно в тот момент, когда последний оставшийся в живых Аурелиано разгадывает тайные записи старого цыгана, которые начал разгадывать еще основатель рода – Хосе Аркадио. И смысл этих записей только в том, что они и есть книга, написанная Маркесом – всего лишь жизнеописание, никому и низачем не нужное. Всё, что делали эти люди, – было совершенно бессмысленно, потому что не имело в себе любви. И Макондо оказывается не только разрушен, но и предан забвению. И никогда записанное в этих пергаментах не повторится, «ибо тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».

    Да и второй такой книги, я думаю, мир больше не увидит.

    6
    470