Рецензия на книгу
Плаха
Чингиз Айтматов
akirilin0121 июля 2023 г.Наказание за других
Две трагические человеческие судьбы – бывшего семинариста Авдия Каллистратова и чабана Бостона Уркунчиева. Истории соединяются благодаря жизнеописанию волков Акбары и Ташчайнара, образуя общую идейную гармонию.
Слог Айтматова выстроен, как арабская вязь, все идёт единым потоком, слова цепляются друг за друга плавно и точно. Читать такого композиционного уровня тексты одно удовольствие.
Автор выдающимся образом вплетает легенды, баллады, поверья народов бывшего Союза в основное повествование. Чего стоит то ли выдуманная, то ли реальная баллада «шестеро и седьмой» о группе борцов за независимость Грузии и внедрённого в их ряды чекиста грузинского происхождения. Этот эпизод книги запал в сердце больше всего, он трагедиен, красноречив и выходит на пласт мифической легендарности, несмотря на короткую форму.
АВДИЙ. Его история занимает большую часть повествования. Молодой семинарист, покинувший стены семинарии, потому что не согласен с идеей Бога, которую трактуют духовные лица. Авдий считает, что христианство погрязло в усложнении идей, трактовок «по хотению» высокопоставленных священнослужителей и ухода от истинного учения Христа. Став журналистом, он под прикрытием вступает в группу молодых контрабандистов, которые перевозят Анашу из восточных регионов по всей стране. Идеалист Авдий пытается наставить заблудшие души на путь истинный, но борьба обреченна на провал в циничном криминальном мире. Проигрыш Авдия не сломит его, а лишь укрепит в желании бороться. Это приведёт к трагедии.
Айтматов не скрывает сравнения Авдия с Христом, буквально напрямую вплетая в повествование беседу Иисуса с Пилатом. К сожалению, в молодом семинаристе смешиваются гордыня и верность христианской морали, этот коктейль делает из него фанатика, каким, наверное, считали и Христа, только сына Бога обделили гордыней.
БОСТОН. История завязывается с того, что один из жителей селения, враг Бостона, крадет волчат. Он спасается в доме Бостона, но навлекает этим на самого чабана проклятие волков. Постепенно выясняется, что на Бостоне лежит груз вины : за несколько лет до этого во время перегона овец умер его помощник, спустя несколько лет Бостон женился на жене этого помощника. В их селении ходят сплетни, что это было спланированное убийство, но открыто никто чабану об этом не говорит. Волчья месть выматывает честного чабана своей несправедливостью, он вынужден нести на себе ответственность за чужой грех. Вся гора проблем завершается коммунистическим партийным фанатизмом – партком прессует Бостона за «капиталистические» идеи. Огромный шар проблем взорвется и забрызгает трагедийным дерьмом все вокруг.
Айтматов рисует кризис идей в которое вошло человечество. Огромное количество идеологий путают человека, отводят его от человечности, делают циничнее, заставляют приспосабливаться к низкому, но удобному способу жизни. Трагедии настигают тех, кто хочет жить по совести и добродетели. Они настигают естественный мир Бога, представленный в виде волчицы Акбары и волка Ташчайнара. Стремление человечества настигнуть и перегнать божественное, возможно, заставило Создателя плюнуть на своё творение и оставить его на передел людскому роду.
2791